Открытая дверь События

Открытая дверь

Гнесинские композиторы представили программу «Диалоги»

XX век приучил слушателей, посещающих концерты современной музыки, заранее настраиваться на сеанс погружения в математическую головоломку авангарда. Тем не менее меломаны по-прежнему нуждаются и в альтернативном направлении, развивающем традиции искренней и идущей от сердца музыки.

На этот «запрос» ответил концерт «Диалоги», который состоялся в Московской библиотеке имени М.А. Светлова. Свою музыку представили молодые выпускницы Российской академии музыки имени Гнесиных Маргарита Игнатова и Маргарита Рыбникова. Они обладают оригинальным музыкальным языком: их музыку отличает зрелость высказывания, а также готовность выходить на открытый диалог со слушателем.

Вечер открылся романсом Маргариты Рыбниковой «У озера», его деликатно исполнила Ольга Кузнецова в народной манере. Лирические настроения определяются поэзией Константина Романова (К.Р.) – музыка ей полностью соответствует. Песенная протяжная мелодия напоминает традиционные романсы, но иногда в мелодии встречаются нетипичные для оригинального понимания жанра интервальные скачки, что обеспечивает произведению свежесть музыкального языка.

Продолжился концерт довольно неожиданно. Скрипачка Дарья Барскова исполнила музыку из кинофильма «Как я развеял прах» (режиссер Илья Жданов) для скрипки и фортепиано Маргариты Рыбниковой. Яркая миниатюра в сумрачном и тревожном настроении воспринимается не только как прикладная, но и как полноценно самостоятельная пьеса.

Скрипичную сюиту Маргариты Игнатовой можно смело назвать музыкально-поэтическим перформансом. В его основе идея длящегося во времени диалога между музыкой и поэзией авторов разных эпох, национальностей и судеб: звучали стихотворения Федора Тютчева, Сальваторе Квазимодо, Осипа Мандельштама, Яна Твардовского, Ирины Ковалевой, Райнера Марии Рильке и Поля Верлена. Зарубежную поэзию Дарья Барскова прочла в оригинале на итальянском, немецком, французском и польском языках.

Четыре энергичных танцевальных номера оттенялись экспрессивной медленной музыкой третьей и пятой пьес. «Открытая дверь» – несомненный смысловой центр сюиты, глубоко личная и драматичная история. Вопросы о жизни и смерти в процессе звучания пьесы трансформируются. Ответом на это отчаяние становится «Танец сухих листьев». В нем звучит принятие смерти как части природных закономерностей. Колыбельные интонации перемежаются в сочинении с крадущимися фразами декламации и мерцающими тремоло. Богатая палитра скрипичных штрихов, идеальное совпадение с поэзией, властно ведущие за собой интонации музыкальных фраз вычерчивали узор, в котором возводилась общая стройная архитектура этого представления. Интерпретация Дарьи Барсковой отличалась техническим мастерством, глубоким проживанием поэзии и музыки. Скрипачка тонко чувствует новую музыку, прекрасно коммуницирует с аудиторией.

Маргарита Рыбникова и Маргарита Игнатова

После погружения в скрипичную стихию началась более легкая часть программы: фортепианная музыка в исполнении Ильи Кузнецова. Публике предоставили возможность самостоятельно придумать названия для пьес и предложить их композиторам после прослушивания. Эта часть программы стала уникальным опытом, здесь завязался диалог со слушателем, являющимся сотворцом музыки.

Впрочем, оригинальные названия у пьес все же были. У Маргариты Рыбниковой прозвучали «Цветы» и «Кот»: для их стиля характерны светлые краски, тональная неопределенность, ритмическая гибкость, прозрачность фактуры и асимметричная свободная фразировка.

Фортепианный цикл Маргариты Игнатовой, прозвучавший следом, включает в себя несколько пейзажных зарисовок с метафорическими смыслами: «Весенний свет», «Июльский вечер», «Степь», «Ледяной свет». Илья Кузнецов передал фортепианные пьесы обеих Маргарит с внимательным отношением к стилистическим и эмоциональным деталям произведений.

Романсы Маргариты Игнатовой на стихи Георгия Иванова «Стоят сады в сияньи белоснежном» и «Голубая речка» доказали, что ценность этой музыки заключается в кажущейся простоте вокальных интонаций, сочетающейся со сложной гармонической линией. В фантазии возникал образ полупрозрачного сияния цветущего сада, который буквально гипнотизирует и заманивает своим мерным убаюкивающим движением на речное дно.

Сонатина alla classic Маргариты Рыбниковой завершала этот богатый на открытия вечер. Музыка была написана как реверанс эпохе классицизма, она схожа с традиционным строением сонат того времени. В гармоническом плане автор максимально приблизилась к привычному для классики музыкальному языку, хотя во второй и третьей частях она порой вводит неожиданные аккордовые сопоставления и острые интонации. Однако музыка может быть охарактеризована в гармоническом и ладовом аспекте как неоимпрессионизм, в плане смыслов – экзистенциальная.

Палитра представленных в концерте жанров захватывает воображение. Композиторы пробуют себя в разных стилистических направлениях и всегда добиваются художественно убедительных результатов, понятных широкому кругу слушателей.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»