Открытия оперного Севера События

Открытия оперного Севера

В Якутске завершился фестиваль «Ария Севера»

Для столичного гостя, впервые оказавшегося в Якутске, поразительно и само наличие оперного театра почти на краю земли, в краю вечной мерзлоты, собирающего полный зал зрителей на свои события, и наличие хороших певцов, профессионального оркестра, гибкого при смене стилей и дирижеров, отличного хора, а еще – абсолютно выдающиеся спектакли, которые достойны столичных сцен, и того, чтобы их увидели.

В течение десяти дней, со 2 по 12 ноября 2023 года, фестиваль искусств собрал в афише спектакли разных жанров: эпическое полотно Александра Бородина «Князь Игорь», комическую оперу Джоаккино Россини «Севильский цирюльник», классическую оперетту Имре Кальмана «Сильва» и психологическую драму «Кармен» Жоржа Бизе, а завершился большим гала-концертом. Во всех событиях наряду с ведущими артистами Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) имени Д.К.Сивцева-Суорун Омоллоона принимали участие  приглашенные солисты ведущих оперных театров страны – из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону.

Речь, прежде всего, о «Князе Игоре». Этот спектакль в 2016 году показывали на сцене Большого театра России, Мариинского театра, в Калининграде, Большого театра Республики Беларусь, Национальной Литовской оперы и даже в Китае (его премьера в 2015 году состоялась в Пекине). Возобновленный спектакль и открыл фестиваль «Ария Севера». Режиссер Андрей Борисов (он же – постановщик грандиозной оперы «Ньургун Боотур» на основе якутского эпоса олонхо, которую в прошлом, 2022-м, году Якутский театр с огромным успехом показал в Петербурге и Москве в Мариинском и Большом театрах) мыслит категориями космогоничными, эпическими, потому и «Князь Игорь» оказался действительно эпосом, причем к древнерусской основе добавились мотивы скифские и сибирские. Каждая сцена, каждый костюм, каждая деталь сценографии наделены символическим смыслом, при этом все драматургически спаяно, это интересно разгадывать, но, конечно, анализ постановки не вместится ни в какие рамки рецензии.

Сразу задано удивительное пространство – подвижная платформа-диск, на которой происходят главные события, а на широком экране над сценой – звездное небо (сценография Михаила Егорова, художник – Сардаана Федотова). Платформа-диск превращается то в ладью, то в царский трон, то во двор Галицкого, то в поле брани. На боковой грани диска – золотые мотивы скифского звериного стиля, да и вообще в спектакле много скифских мотивов. Вращаясь и передвигаясь по сцене, этот наклонный диск подобен летающей во вселенной планете.

Очень органично и стильно сделан видеоряд. Экран не занимает весь задник, как бывает чаще всего при использовании видеодекораций, он вытянут по всей горизонтали сцены над головами артистов и удлиняет перспективу, создает словно продолжение пространства сцены: ввысь – когда на нем бездонное звездное небо, или вдаль – когда раскидывается простор, или за головами уходящего войска Игоря – когда на экране мелькают многочисленные шлемы и верхушки копий, создавая ощущение несметного войска. А когда над полем боя кружат птицы, создается полное ощущение присутствия их вот здесь, в зале; одна летит, увеличиваясь, прямо на зрителей и оборачивается огромным черно-золотым орлом уже на сцене: символически – орлом, накрывшим Русь своей тенью, а сценографически – «опустив крылья», превращается в ханский шатер.

Также органично и аккуратно добавлены к музыке звуки природы – ржание и топот лошадей, крики воронов, ветер, ливень, при этом звуки тоже увеличивают пространство, объем. И даже космический звук якутского хомуса (инструмент якутских шаманов) кажется здесь звуком природы, естественным сибирским северным акцентом в звучании оперы. Впрочем, в одной из сцен появляется и сам шаман, что тоже воспринимается очень естественно. Любой элемент спектакля наполнен традиционными смыслами и работает на создание какого-то всеобщего евразийского эпоса, в который вписываются и скифские элементы, и сибирский шаман, и скоморошина сцены Галицкого с петушиными шапками, лошадками на палках, и заклинания стихий, и христианские мотивы.

В постановке якутского театра использован один из вариантов партитуры Бородина, который открыл исследователь-музыковед Евгений Левашев. Так в спектакле появился еще один монолог Князя Игоря – покаянный, его сцена с князьями, к которым он обращается, заклиная их отомстить за его позор, а также еще одна мощная сцена заклинания стихий теми, кто остался в плену, и наводнение, следующее за этим заклинанием. Невероятный текст: «Князья Руси, отмстите мой позор, забудьте смуты и разборы. Ты, Всеволод великий, ты веслами разбрызгать можешь Волгу, шеломом вычерпать весь Дон». Еще более впечатляющий: «Тучи грозные, надвигайтесь, ветры буйные, разгуляйтесь… Дон великий, Дон могучий, дай помощь князю, затопи берега». После этого следует очень красиво и эффектно сделанная сцена наводнения: тонкими тканями хор изображает волны, затем с огромным тончайшим шелковым полотном девушка спускается по наклонной платформе, и эта ткань струится, как вода. И кажется, что эта сцена просто необходима в опере, она естественна и обоснована, в том числе исторически. Евгений Левашев в одном из интервью рассказывал, что путь бегства у Игоря был только один: от Азовского моря между двумя реками, ранней весной. Они разлились, и тем самым помогли князю – половцы не смогли за ним угнаться.

Иной и финал. Игорь встречается с Ярославной и замирает в покаянной позе блудного сына, а Ярославна склоняется над ним. Финальный хор – концовка эпического сказания – торжественно статичен в белоснежных одеждах, с колокольным звоном и текстами о Святой Руси.

 

Очень интересно решены костюмы, в них тоже сплавлены воедино традиции востока и запада, скифские языческие и христианские мотивы. Вообще, весь спектакль смотрится на одном дыхании. Никакого ощущения длиннот эпического повествования, необходимости сделать сокращенную версию, как все чаще поступают столичные театры в случае с длинными русскими операми. Драматургически спектакль «смонтирован» очень динамично. Андрей Борисов, кроме того, что он театральный режиссер, еще и кинорежиссер. Сегодня существует феномен якутского кино, которое вышло на мировые экраны и вызывает большой интерес. И как говорит Андрей Борисов, секрет сегодняшнего успеха, бума якутского кино – в якутском эпосе олонхо… Потому что там, как ни в каком другом эпосе, – монтажное мышление.

Спектакль «Князь Игорь» входит и в сокровищницу оперного репертуара якутского театра, и в сокровищницу отечественного оперного театра. В фестивальном спектакле очень достойно себя показали ведущие солисты театра – народные артисты Республики Саха (Якутия) Александр Емельянов (Князь Игорь), Анегина Дьяконова (Ярославна) и Николай Попов  (Владимир Игоревич). Открытием вечера стала заслуженная артистка Республики Саха (Якутия) Екатерина Корякина, обладательница красивого богатого бархатного меццо-сопрано, в роли Кончаковны. Два приглашенных баса – Олег Диденко и солист Мариинского театра заслуженный артист России Александр Морозов – исполнили Кончака и Владимира Галицкого.

Интересное наблюдение: у якутских певцов слышны все слова. Титров, которые необходимы в отечественных театрах, чтобы понимать, о чем поют в русских операх, на «Князе Игоре» не было.

Кратко скажем и о других событиях фестиваля «Ария Севера». Опера «Севильский цирюльник» петербургским режиссером Сусанной Цирюк решена намеренно условно. И в костюмах, и в декорациях, и в световых решениях – кричащие цветовые контрасты: белые картонные деревья с большими рыжими шарами апельсинов, резкая смена дня и ночи; тканевые трикотажные парики с буклями, несколько экстравагантные костюмы – когда фижмы не покрыты тканью или отсутствует часть полотна юбки; все намеренно игровое. Во всех сценах присутствуют мимы или танцовщики в костюмах комедиантов дель арте – Пьеро и Пьеретт. Оркестр звучал изящно, не по-северному тепло – итальянский дирижер Алессандро Биччи привнес свой национальный темперамент и продемонстрировал ювелирную работу. В этот стиль вписались артисты якутского тетра – Юрий Баишев и Григорий Петров, исполнившие главных зачинщиков и заводил этой игры, и Людмила Кузьмина (Розина), якутянка из Италии, с небольшим, но подвижным, вполне россиниевским голосом. Олег Диденко, певший в «Князе Игоре» Кончака, здесь показался намного выразительнее – артист явно обладает комическим даром. Его Бартоло был уморителен во всех своих выходках и мог похвастаться отменной скороговоркой.

Выдающаяся классическая оперетта Имре Кальмана «Сильва» очень естественно оказалась в ансамбле классических опер фестиваля. На титульную партию была приглашена солистка московского театра «На Басманной» Ирина Суханова, чья Сильва с момента премьеры этой оперетты в ее родном театре отмечена московскими критиками и любима публикой. «Сильва»  Имре Кальмана есть в афише якутского театра, но приглашение ведущих артистов именно этого жанра внесло необходимую свежую струю, заряд энергии, необходимый нерв и драйв в спектакль, но самое главное – стиль. Артист театра оперетты непременным для жанра сочетанием пения, танца и драматической игры, конечно же, отличается от оперных певцов, и профессионалы жанра на ведущих партиях задают уровень всему спектаклю и исполнению. Ирина Суханова – красивая, статная, пластичная, замечательно двигается, обладает мощной зажигательной энергией и красивым голосом. Все участники – артисты якутского театра – от исполнителей Бони (Алексей Иванов) и Стасси (Мария Михайлова) до хористов были чрезвычайно увлечены, заражены стихией этого спектакля. Неожиданно показал себя Александр Емельянов (певший Князя Игоря) в амплуа абсолютно другого полюса – в роли Ферри: он играл, шутил, танцевал и даже исполнил песню на английском языке со свистом (вставной номер после разыгранного диалога с дирижером). Конечно, значительную лепту в то, что спектакль состоялся на таком уровне, внес замечательный мастер Борис Нодельман – главный дирижер знаменитой Свердловской Музкомедии: ему удалось оркестр сделать легким, живо реагирующим. Еще раз отмечу, что благодаря смене жанров в течение фестиваля и артисты и оркестр показали себя очень отзывчивыми и способными чувствовать и менять стиль.

Музыкальная комедия – жанр сложный, артист должен не просто сочетать в себе умение двигаться, петь, держаться и говорить, но обязательно обладать вкусом, потому что небольшие погрешности в этом чреваты опасностью скатиться в вульгарность. В «Сильве» этого не было, но, к сожалению, проявилось в исполнении «Кармен». Постановка Николая Маркелова из Ижевска показалась странной – опера «Кармен» превратилась в оперу-балет: с самого начала и до финала на оркестровых интерлюдиях и антрактах поставлены балетные сцены, танцовщики сопровождают оперных героев во многих сценах, за исключением некоторых основных диалогов. Любую постановку, особенно не вполне убедительную, могут вытянуть певцы, актеры. Здесь этого не произошло. В Кармен Ларисы Андреевой не было обаяния и магической привлекательности этой цыганки, на чем построен весь сюжет, вокал был не безупречен интонационно, а некоторые интонации как раз приобретали вульгарный оттенок.

Хозе – Вадим Бабичук, молодой солист Ростовского музыкального театра, имеет и вокальный и актерский потенциал, но пока ему не хватает опыта и выдержки. Но все же и «Кармен» подарила открытие. Екатерина Захарова, артистка якутского театра, исполнившая Микаэлу, обладательница замечательного сопрано, богатого красками, насыщенного, ровного на всем диапазоне, с отличными верхами, – именно она сорвала крики «браво» после своей арии. И перетянула на себя полюс притяжения.

Фестиваль оказался интересным не только для якутской публики, но и для гостей, приготовив неожиданные открытия. Единственное, о чем можно сожалеть, – это акустика театра: здание было построено как Дворец культуры и не предполагало исполнение опер. Однако в Якутске строится  единый архитектурный комплекс Государственной филармонии и Арктического центра эпоса и искусств. Аналогов уникальному проекту республики по созданию такого культурного кластера международного уровня нет ни в России, ни в мире. Может быть, найдется здание и для оперного театра.

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»