В юбилейный год Глинки были представлены две его партитуры, созданные на слова Нестора Кукольника: сценическая постановка музыки к трагедии «Князь Холмский» и вокальный цикл «Прощание с Петербургом» в специально сделанной оркестровой версии Кузьмы Бодрова. Заново открыли слушателям эти фактически забытые шедевры Глинки Камерный оркестр Московской консерватории и дирижер-постановщик – народный артист России Феликс Коробов, Камерный хор Московской консерватории (художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист Республики Абхазия Александр Соловьёв), солистки МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Наталья Петрожицкая (сопрано), Наталья Зимина (меццо-сопрано) и студент вокального факультета Московской консерватории Давид Саникидзе (тенор).
Идея создания просветительского проекта «Возрождение русской оперной классики», поддержанная ректором Александром Соколовым, родилась в период подготовки к празднованию 150-летия Московской консерватории. С того времени в залах консерватории обретают новую сценическую жизнь уникальные образцы русского оперного искусства XVIII–XX веков.
Автором идеи и художественным руководителем проекта является заведующая кафедрой истории русской музыки, декан Научно-композиторского факультета МГК имени П.И. Чайковского Ирина Скворцова. Начиная с 2016 года слушателям были представлены шесть оперных шедевров. Седьмой постановкой проекта стали опусы Глинки «Князь Холмский» и «Прощание с Петербургом». В своем вступительном слове Скворцова, в частности, отметила, что музыку Глинки к трагедии Кукольника «Князь Холмский» Чайковский назвал «симфоническим чудом».
В своих «Записках» главными впечатлениями детства Глинка называет русские песни и крепостной оркестр дяди, который он «любил более всего». В детские годы Глинка играл в этом оркестре на флейте и скрипке, а став старше – дирижировал. Таким образом, Глинка рано познал оркестр изнутри, великолепно знал выразительные и технические возможности инструментов оркестра. Известно, что он активно изучал принципы оркестровки итальянских, французских, немецких композиторов. Вместе с тем его всегда увлекало фольклорное наследие (причем не только русский фольклор), и стремление передать колорит народной музыки через звучание симфонического оркестра стало одним из главных принципов создания композитором симфонических партитур. Музыка Глинки к трагедии «Князь Холмский» Кукольника воспринимается как предвосхищение будущих завоеваний русской симфонической школы.
Начиная с середины 1830-х годов петербургская квартира братьев Кукольников в Фонарном переулке становится местом многолюдных собраний литераторов, журналистов, художников, музыкантов, композиторов, актеров. Постоянным завсегдатаем этих собраний становится и Глинка. Кукольник не только страстно любил музыку Глинки, но и сам был очень музыкален, хорошо играл на гитаре, импровизировал на фортепиано. Наряду с музыкой к трагедии «Князь Холмский», результатами творческого содружества Глинки и Кукольника стал цикл романсов «Прощание с Петербургом», включивший в себя такие шедевры, как «Жаворонок», «Попутная песня», «Уснули голубые…», «Колыбельная песня». На стихи Кукольника, кроме цикла «Прощание с Петербургом», Глинка сочинил также знаменитый романс «Сомнение» («Уймитесь, волнения страсти!»). Нестор Васильевич стал и одним из соавторов либретто опер «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин», куда добавил знаменитую сцену Вани.
Музыка Глинки к драме Кукольника «Князь Холмский» состоит из восьми номеров: увертюры; антракта ко второму действию, в котором звучат два вокальных номера – «Еврейская песня Рахили» и «Песня Ильиничны» («Ходит ветер у ворот»); антракта к третьему действию и «Сна Рахили»; антрактов к четвертому и пятому действиям.
Исполнение симфонических опусов Глинки предъявляет к оркестру и дирижеру высокие требования, с которыми Камерный оркестр Московской консерватории, руководимый Феликсом Коробовым, справился великолепно. Масштабная симфоническая форма предстала в интерпретации этого дирижера удивительно цельной. Маэстро Коробов наполняет течение музыкальной ткани тонкими метроритмическими и динамическими нюансами во всех оркестровых голосах. Ему в равной степени удались и проникновенная кантилена лирических тем, и эпический размах, и героическая бравурность, позволившие слушателям почувствовать дух исторического времени укрепления Великого княжества Московского. Важно, что Коробов умеет добиваться в звучании оркестра высокой культуры ансамблевой игры в сочетании с яркой эмоциональностью и виртуозной отработкой деталей, а также максимальной пластичности, «певучести» оркестрового саунда.
Во втором действии звучат два вокальных номера – «Еврейская песня Рахили» (солистка – Наталья Петрожицкая) и «Песня Ильиничны» (солистка – Наталья Зимина). Пение Натальи Петрожицкой заворожило слушателей не только красотой тембра и даром перевоплощения, но и «сердцем, способным постигать» (Стендаль). Каждая вокальная фраза, казалось, вырывавшаяся из самого сердца певицы, придала созданному ею сценическому образу особый, глубоко трогающий эмоциональный колорит. В строгости и внутренней сдержанности пения Натальи Зиминой, в ее умении владеть красками голоса с помощью самых лаконичных средств вместе с тем ощущалась абсолютная доверительность «берущей за душу» интонации. Звучание оркестра и солистов дополнили тщательно подобранные мультимедийные иллюстрации – важные элементы сценической постановки, которые помогли погрузиться в атмосферу эпохи княжения Ивана III Великого.
Наряду с музыкой к трагедии Кукольника «Князь Холмский» летом 1840 года Глинка написал на его стихи двенадцать романсов, позднее объединенных в сборник под названием «Прощание с Петербургом». Это единственный вокальный цикл в творчестве Глинки. Название цикла связано с его созданием накануне запланированного отъезда композитора за границу.
Подобно западноевропейским аналогам того времени, вокальным циклам Шуберта и Шумана, в «Прощании с Петербургом» прослеживается лирический сюжет. Цикл включает двенадцать разнохарактерных номеров: «Кто она и где она…», «Еврейская песня», «Болеро» («О, дева чудная моя»), «Каватина» («Давно ли роскошно ты розой цвела»), «Колыбельная» («Спи, мой ангел, почивай»), «Попутная песня», «Фантазия» («Стой, мой верный, бурный конь»), «Баркарола» («Уснули голубые…»), Virtus antiqua («Старинная доблесть»), «Жаворонок», «К Молли», «Прощальная песня».
В цикле «Прощание с Петербургом» звучание Камерного оркестра Московской консерватории под управлением маэстро Феликса Коробова отличали динамизм интерпретации, продуманная фразировка и гармоничное сочетание симфонических и драматических элементов сценического действия, позволившее так же ярко проявить себя солисту – студенту Московской консерватории Давиду Саникидзе, запомнившемуся своим обаянием, великолепным голосом нежного мелодичного тембра и артистизмом.
Украшением концертно-сценической постановки глинкинских шедевров стало участие в них Камерного хора Московской консерватории, руководимого профессором Александром Соловьёвым. Известный во многих странах мира, Камерный хор в полной мере соответствует всем высшим критериям оценки мастерства. Его исполнительский стиль характеризуют особая пластика хорового звуковедения, четкая артикуляция, фонетическая ясность каждого произносимого слова, каждого интонируемого звука и доверительно-искреннее общение со слушателями, проявляющееся в особой «сонастроенности» человеческих сердец, одухотворенной энергией хора как «оркестра человеческих голосов».
Создать оркестровую версию вокального цикла Глинки «Прощание с Петербургом» – очень непростая задача, с которой композитор Кузьма Бодров справился мастерски, развив все заложенные в первоисточнике глубокие смысловые линии через многоголосное звучание инструментов оркестра и хора.
Идея просветительства всегда была и остается одной из ведущих в отечественной музыкальной культуре. Благодаря энтузиастам-просветителям кафедры русской музыки Московской консерватории во главе с профессором Ириной Скворцовой слушатели имеют возможность познакомиться с редко звучащими, а порой и вовсе забытыми музыкальными шедеврами.