«Отринув боль, примите роль!» Контркультура

«Отринув боль, примите роль!»

К пятнадцатилетию альбома «Театр Демона»

В октябре 2010 года вышла, пожалуй, самая необычная пластинка в истории группы «Король и Шут», ставшая итогом совместного творчества двух фронтменов – Михаила «Горшка» Горшенева и Андрея «Князя» Князева. Заголовок альбома, «Театр Демона», с одной стороны, подчеркнул сценичность, которая была присуща «КиШ» всегда (вспомним стихотворные «прологи» Князя или исполнение вокалистами песен по ролям), а с другой – определил вектор дальнейшей работы коллектива: следующим и, увы, последним, релизом стал двойной диск с рок-оперой Todd (2012), где Горшенев выступил не только композитором, но и исполнителем главной роли. Презентация альбома в рамках концертного тура 2010/2011 также была необычной – на сцене творился настоящий спектакль: привычный «угарный» панковский имидж музыканты сменили на элегантные костюмы, добавив театральный реквизит – стол, свечи, настольную лампу и сигареты, которые Михаил изящно курил в процессе представления.

В презентации альбома на «Нашем радио» фронтмены подчеркивали его уникальность: называя пластинку «трепетной работой» и призывая поклонников к вдумчивому слушанию музыки, они отмечали в первую очередь новизну ее звучания, определяя стиль как арт-панк. Альбом получился чисто акустическим и впитал в себя элементы жанров, прежде не встречавшихся в творчестве группы, – блюза, джаза, регги, латиноамериканской музыки. Новизна коснулась и текстов: героев средневековых баллад и страшных историй в духе сказок А.Н. Афанасьева, которыми всегда славилась группа, сменили образы предреволюционной эпохи – бунтари, поэты-анархисты и роковая мадам Жоржетт. Новая эстетика отразилась и в стильном оформлении диска: эффектная черно-белая фотосессия группы в ретро-костюмах в особняке Брусницыных, «дореволюционные» шрифты в текстах, содержащих в том числе оригинальные «досье» на каждого музыканта, отвечают общей «благородно-декадентской» (по меткому замечанию одного из критиков) направленности альбома.

«Театр Демона» отличается высококлассным саундом – привычные жесткие панк-роковские риффы трансформировались здесь в роскошное пиршество акустики. В записи был задействован целый ряд академических, фолк- и блюзовых инструментов: помимо «штатной» скрипки «КиШ» Дмитрия Ришко, здесь мы слышим виолончель Дмитрия Оганяна (группа «Кукрыниксы»), трубу Стаса Макарова, губную гармошку Александра Суворова, мандолину и добро Сергея Стародубцева (группа «Кафе»), россыпь ударных от перкуссиониста «Аквариума» Олега Шавкунова и акустическую гитару Сергея Давыдова. Клавишник «Короля и Шута» Павел Сажинов записал партии рояля и металлофона. Остальные члены группы заняли свои привычные места: Александр Щиголев – за барабанами, Яков Цвиркунов – на гитаре и Сергей Захаров – на басу. В некоторых треках музыкантам словно не хватило инструментов, и с помощью техники наложения в записи создан эффект звучания оркестра («Фокусник») и струнного квартета («Киногерой»).

Несмотря на новизну, группа во многом осталась верна себе. Ключевые образы альбома – дух сцены, забирающий душу и тело артиста («Театральный демон»), проклятый киноактер, «зависший» в образе злодея («Киногерой»), вампир в «Темном учителе», фокусник, жонглирующий жизнями («Фокусник»), бог Морфей, окутывающий смертельным сном замерзшего полярника («Король вечного сна») – продолжают линию страшных историй, типичных для группы. В динамичном «Бале лицемеров» главный персонаж и знаменитый талисман группы – умный шут – высмеивает притворщиков; в том же амплуа подан образ гениального обманщика Энди Кауфмана. Нашлось место и светлой лирике – альбом завершает романтическая баллада «Защитники», история великой любви людей-титанов. Лирической кульминацией диска становится «Мадам Жоржетт», где «великий и ужасный» Горшок перевоплощается в романтического героя, в духе жестокого романса ведущего рассказ о роковой красотке – партийной предательнице, сдавшей властям всех своих товарищей. Великолепная латиноамериканская босанова, спетая с эмоциональным надрывом и страстью, завершается долгим инструментальным послесловием в ритме сальсы, где поочередно, как в джазе, солируют разные музыканты.

 «Театр Демона» удостоился высокой оценки критиков – его называли альбомом «редкого качества», «отточенным до совершенства», «высоким стилем скоморошества». Профессионализм группы оценили и академические музыканты – дирижер Антон Шабуров и оркестр «Глобалис» выступили вместе с «Королем и Шутом» на рок-фестивале «Нашествие-2010» и в театре РАМТ, где песни прозвучали в новых аранжировках.

Антон Шабуров, дирижер

С группой «Король и Шут» работалось очень легко; со скрипачом Дмитрием Ришко мы быстро нашли общий язык по различным «узкоспециальным» оркестровым вопросам – он был своеобразным посредником между группой и нами. Все проходило в очень доброжелательной и творческой атмосфере. Михаил, конечно, высказывал свое мнение, но это всегда было очень корректно и уважительно. Каких-либо ситуаций острого несогласия я не припомню. Мне было очень приятно наблюдать, что «Король и Шут» – это именно группа, в которой все музыканты имеют право голоса. Не было ощущения, что Михаил Горшенев или Андрей Князев доминировали – скорее, наоборот, музыкально всё будто держалось на Якове Цвиркунове, Дмитрии Ришко и Павле Сажинове. Все было очень демократично.

Не знаю, кому пришла идея совместного творчества. В то время я активно сотрудничал с оркестром «Глобалис», и худрук этого коллектива, мой давний приятель Леонид Бутинский просто предложил мне принять участие в проекте – сначала в качестве дирижера, а потом и аранжировщика. Слава богу, все сошлось по датам, и я стал дирижером наших совместных выступлений. В альбоме часть аранжировок делал композитор и мультиинструменталист Николай Суровцев (в то время – клавишник у Николая Носкова). Для концертов же некоторые оркестровые обработки делал я: мой сет включал хиты «Проклятый старый дом», «Ром», «Прыгну со скалы», «Медведь» и «Марионетки».

В 2010-м я был довольно шапочно знаком с творчеством «Короля и Шута» и очень далек от панк-рока, хотя рок-культура в целом мне близка с юных лет. Помню, в 2004-м мы с другом случайно «пробрались» на концерт «КиШ» в Геленджике. Там сидело человек 250 фанатов – настоящих панков, в соответствующей атрибутике. Мы хотели ради интереса послушать пару песен и уйти, а в результате с огромным удовольствием просидели весь концерт. Выступление нас весьма впечатлило – ребята играли и пели не только энергично, но и профессионально. Но сказать, что я знал что-то кроме песен «Если мясо мужики» или «Прыгну со скалы» до нашей встречи внутри совместного проекта, я не могу. Сейчас, когда группа, к сожалению, уже стала историей, можно сказать, что «Король и Шут» действительно были большим и ярким явлением. У них получилось стать голосом целого поколения, а ранний уход из жизни Михаила Горшенева окончательно превратил их в легенду русского рока. И, думаю, вполне заслуженно. Хотя на момент нашей совместной работы чувства, что я нахожусь в одной комнате с «небожителями», у меня не было.

Антон Шабуров, дирижер

С группой «Король и Шут» работалось очень легко; со скрипачом Дмитрием Ришко мы быстро нашли общий язык по различным «узкоспециальным» оркестровым вопросам – он был своеобразным посредником между группой и нами. Все проходило в очень доброжелательной и творческой атмосфере. Михаил, конечно, высказывал свое мнение, но это всегда было очень корректно и уважительно. Каких-либо ситуаций острого несогласия я не припомню. Мне было очень приятно наблюдать, что «Король и Шут» – это именно группа, в которой все музыканты имеют право голоса. Не было ощущения, что Михаил Горшенев или Андрей Князев доминировали – скорее, наоборот, музыкально всё будто держалось на Якове Цвиркунове, Дмитрии Ришко и Павле Сажинове. Все было очень демократично.

Не знаю, кому пришла идея совместного творчества. В то время я активно сотрудничал с оркестром «Глобалис», и худрук этого коллектива, мой давний приятель Леонид Бутинский просто предложил мне принять участие в проекте – сначала в качестве дирижера, а потом и аранжировщика. Слава богу, все сошлось по датам, и я стал дирижером наших совместных выступлений. В альбоме часть аранжировок делал композитор и мультиинструменталист Николай Суровцев (в то время – клавишник у Николая Носкова). Для концертов же некоторые оркестровые обработки делал я: мой сет включал хиты «Проклятый старый дом», «Ром», «Прыгну со скалы», «Медведь» и «Марионетки».

В 2010-м я был довольно шапочно знаком с творчеством «Короля и Шута» и очень далек от панк-рока, хотя рок-культура в целом мне близка с юных лет. Помню, в 2004-м мы с другом случайно «пробрались» на концерт «КиШ» в Геленджике. Там сидело человек 250 фанатов – настоящих панков, в соответствующей атрибутике. Мы хотели ради интереса послушать пару песен и уйти, а в результате с огромным удовольствием просидели весь концерт. Выступление нас весьма впечатлило – ребята играли и пели не только энергично, но и профессионально. Но сказать, что я знал что-то кроме песен «Если мясо мужики» или «Прыгну со скалы» до нашей встречи внутри совместного проекта, я не могу. Сейчас, когда группа, к сожалению, уже стала историей, можно сказать, что «Король и Шут» действительно были большим и ярким явлением. У них получилось стать голосом целого поколения, а ранний уход из жизни Михаила Горшенева окончательно превратил их в легенду русского рока. И, думаю, вполне заслуженно. Хотя на момент нашей совместной работы чувства, что я нахожусь в одной комнате с «небожителями», у меня не было.