Овальная акустика по рецепту Тойоты

В новом Концертном зале имени Пьера Булеза, открытом год назад, выступил обладатель «Грэмми, пианист Ефим Бронфман. Впечатлениями об акустике и дизайне делится Виктор Александров

16.03.2019
Овальная акустика по рецепту Тойоты

Рассчитанный на 680 человек, комплекс представляет форму эллипса с расходящимися от сцены сиденьями. Верхний ярус – открытая галерея. Изысканная архитектура американца Фрэнка Гери создает идеальное пространство для исполнения камерной музыки, сокращая визуальные расстояния между публикой и музыкантами. Сцена способна трансформироваться в зависимости от количества музыкантов и выбора репертуара. Акустическую концепцию разработал известный японский специалист по звуку Ясухиса Тойота.

Музыкальный Берлин сегодня может похвастаться своими роскошными концертными залами с их идеальной акустикой и уникальным дизайном. Немецкая столица всегда отличалась оригинальными решениями в строительстве новых концертных и театральных сцен. Наряду с легендарной Филармонией и Концертхаусом, главными артериями музыкальной жизни Берлина, новая концертная площадка – зал имени Пьера Булеза по праву стал еще одним домом классической музыки. Он расположен рядом со зданием Берлинской государственной оперы и занимает место бывших складских помещений театра.  Зал открыл свои двери публике еще прошлой весной и стал одним из важнейших центров Академии Баренбойма-Саида, инновационного проекта Даниэля Баренбойма, связующего музыкальное образование и международный культурный обмен.

Оказавшись впервые в этом зале, чувствуешь эго энергетику и внутреннее звучание. Здесь музыканты и зрители сближаются друг с другом. Взаимные реакции могут ощущаться гораздо интенсивнее. Цель состоит в том, чтобы углубить и усилить этот невербальный, музыкальный разговор посредством обмена мыслями и идеями. Таким образом, концертный зал становится еще и творческим форумом, где люди встречаются, слушают музыку и вдохновляют друг друга.

Даниэль Баренбойм: «В мире нет второго концертного зала с овальной формой. Это не только выглядит эффектно, но и звучит резонансно. Акустически зал имеет идеальную реверберацию и создан для камерной музыки – ансамблевых программ и сольных вечеров. Высокая классическая музыка – результат сосредоточенного прослушивания. Слушание – это умственная деятельность, которую мы выбираем. Даже если концертный зал предлагает идеальные акустические условия, музыка просто призывает нас идти по определенному пути. Слушать и размышлять над тем, что мы слышим, – это и вызов, и возможность. Если мы будем испытывать удовольствие только от знакомой музыки, то не будем двигаться вперед. И только если мы будем оставаться активными слушателями, то узнаем что-то новое».

Концертный зал имени Пьера Булеза немыслим без образовательных проектов: здесь проходят конференции и академические мероприятия студентов и преподавателей Академии Баренбойм-Саид. В каждом новом сезоне планируются выступления оркестра «Западно-восточный диван», основанного Даниэлем Баренбоймом и его другом и единомышленником Эдвардом Саидом.

А вообще, эта новая музыкальная аудитория существенно расширяет музыкальную среду Берлина разнообразной программой, включающей до ста камерных концертов в год. Прошедший первый сезон стал ярким тому подтверждением.