Палочки к бою! Книги

Палочки к бою!

Американский дирижер Джон Мосери рассказал о закулисной стороне одной из самых привлекательных профессий

Джон Мосери. Маэстро и их музыка: как работают великие дирижеры. ​Манн, Иванов и Фербер.  2019. 279 с.

Более десяти лет назад скандально известный музыкальный критик Норман Лебрехт, человек, чье имя вызывает не самые теплые чувства у многих артистов, заявил в своей книге «Маэстро Миф» о том, что современное общество испытывает хроническую потребность в так называемых «зримых лидерах», супергероях, если угодно. Идеальным их воплощением в мире музыки стали представители дирижерской касты – сверхлюди, наделенные властью, величественные фигуры, способные одним жестом подчинять своей воле других, утверждать свою правоту, не прибегая к виртуозной риторике. «Он не играет ни на одном инструменте, не создает ни единого звука, и тем не менее, передает образ творения музыки, достаточно достоверный для того, чтобы наградой этому человеку послужили аплодисменты тех, кто и вправду порождает звук», – писал Лебрехт. Это ли не магия? И приводил сотню аргументов разной степени «чистоты», чтобы не оставить и следа от ореола загадочности, окружающего аристократическое дирижерское сословие. Но то был взгляд со стороны, не без налета «желтизны».

Джон Мосери, автор книги «Маэстро и их музыка» также стремится к разоблачениям, но совсем иного характера. Успешный концертирующий дирижер, обладатель всевозможных авторитетных премий, включая «Грэмми» и «Тони», почти два десятилетия был правой рукой Леонарда Бернстайна и, хотя и не вошел в эксклюзивный «Зал славы», как его творческий наставник, тем не менее сделал блистательную карьеру – в разное время он возглавлял Hollywood Bowl и Американский симфонический оркестр, был у руля Питтсбургского, Туринского и Шотландского оперных театров, выступал по всему миру на всех крупных площадках. Мосери принадлежит к практикам, поэтому рассуждает о дирижерской стезе с позиции эмпирика. Он не стесняется в выражениях, называет вещи своими именами и решительно открывает каждый шкаф со скелетами, незаметно подводя читателя к выводу, что магия алхимического процесса рождения музыки (русскоязычное издание утратило при переводе подзаголовок «Искусство и алхимия дирижирования») возникает не по волшебству.

Вероятно, найдутся те, кто захочет обвинить Мосери в прагматичности, а также некоторой вторичности суждений (сам автор в одной из глав ссылается на автобиографию своего коллеги Леонарда Слаткина «Дирижерское дело», которая в англоязычном оригинале имеет название «Дирижерский бизнес»). В действительности же протеже Бернстайна в желании избежать эффекта «розовых очков» дает достоверный инсайд (местами даже проиллюстрированный фотографиями), опровергающий распространенное мнение о том, что жизнь маэстро скроена по стандартам глянца. Здесь Мосери то чрезвычайно серьезен, то подкупающе ироничен – и по отношению к самому себе, и к вовлеченным в порой абсурдные, комичные ситуации участникам (вызывают улыбку такие случаи из практики, как, например, история о сотрудниках аэропорта Барселоны, принявших дирижерскую палочку за оружие).

В каждой из десяти глав Мосери, с одной стороны, откровенен и прямолинеен, с другой, явно о чем-то деликатно умалчивает. Почему, называя имена двух легенд – Бернстайна и Караяна, автор практически не упоминает о ровесниках и более молодых представителях профессии? Об одной из самых ярких звезд на дирижерском небосклоне – Карлосе Кляйбере – он словно не слышал, хотя именно творческая активность Кляйбера всколыхнула в свое время широкий интерес к искусству управления симфоническим оркестром.

Зато Мосери щедро делится своими открытиями в партитурах Верди, Малера, Гершвина. За одну из своих находок – за точную расшифровку и реализацию в концерте на первый взгляд нелогичных, но содержательных и скрупулезных темповых указаний Малера в Четвертой симфонии – он получил словесную пощечину от британского критика, который услышал разницу, но не имел ни малейшего понятия о намерениях автора. «Был ли я прав? Да. Убедил ли его? Нет», – пишет Мосери, признавая поражение. Бернстайн, чемпион по части исполнений музыки Малера, знал о предписанных композитором инструкциях, но не следовал им. Оказывается, боялся негативной реакции. Такими Мосери запечатлел титанов своей профессии: решительными, бескомпромиссными, но уязвимыми, сомневающимися.

Вывели на свет Книги

Вывели на свет

Издательство «Композитор» выпустило книгу про одно произведение Владимира Горлинского

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья Книги

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья

Гнесинский проект Книги

Гнесинский проект

Воспоминания Елены Гнесиной переизданы в четвертый раз

Старое искусство на страже нового порядка Книги

Старое искусство на страже нового порядка

В издательстве «ПИТЕР» вышла книга об оперных спектаклях сталинской эпохи