Память, которой не будет забвения События

Память, которой не будет забвения

В Московской филармонии состоялась премьера «Реквиема Незабытых» Валерия Воронова

День Героев Отечества – праздник, посвященный защитникам Родины в военное и в мирное время, а также это еще один повод напомнить о великих подвигах наших соотечественников. Многие музыканты не обходят стороной этот день, каждый год представляя самые разные программы патриотической направленности. Юрий Башмет, который проводит грандиозные «парадные» концерты в честь государственных праздников и особенно масштабные культурные акции к 9 Мая, почтил память Героев Отечества мировой премьерой сочинения Валерия Воронова. «Реквием Незабытых» – полуторачасовую вокально-симфоническую фреску – воплотили Всероссийский юношеский симфонический оркестр, солисты Данила Князев и Николай Землянских, Государственная академическая хоровая капелла имени Юрлова, а также актеры-чтецы Алексей Вертков, Ирина Купченко, Евгений Ткачук и Полина Агуреева, выступившая еще и режиссером всего действа.

Перед началом погружения в историческое прошлое, перекликающееся с настоящим, публику встречала в фойе КЗЧ выставка фотографий участников Великой Отечественной войны и бойцов специальной военной операции. Многие снимки были не подписаны, но Юрий Башмет считает, что «даже если нет имен, если мы это делаем, мы помним – значит, они живы, пока они в памяти». Впрочем, героев из своих родных и близких маэстро и его коллективы, конечно же, знают и чтят, о чем свидетельствовал «Бессмертный полк» в буклете концерта, – портреты воевавших родственников, в числе которых оказался и дедушка Юрия Абрамовича: «Прошел всю войну, медалей столько, что пиджак невозможно было поднять…»

Для Валерия Воронова тема памяти – одна из самых важных: «Это форма жизни, продолжающаяся в нас». Композитор обратился к стихам поэтов-фронтовиков – Бориса Пастернака, Константина Симонова, Расула Гамзатова, Юрия Левитанского, чьи строки невозможно читать и слушать без слез. Актеры-чтецы, выходившие на балконы Зала Чайковского, декламировали их с особым пронзительным чувством, вкладывая свое отношение в каждое слово. К поэзии и музыке присоединилась и живопись – но не модный видео-арт с искусственным интеллектом, а видеопроекция картин и графики художников-соцреалистов, взятых из фондов Третьяковской галереи. Отбором визуального ряда занималась Полина Агуреева. Полотна и графика Константина Финогенова, Аркадия Пластова, Бориса Угарова, Анатолия Никич-Криличевского и других транслировались на огромных экранах по всему периметру сцены во время звучания музыки и стихов – и этот удивительный контрапункт страшной, несокрушимой силой вовлекал слушателей в свою жестокую правду.

 

«Реквием Незабытых» – это четыре части, в которых оркестр, солисты и хор ведут равноправный бой на одном поле. Музыка Валерия Воронова сложна во всех смыслах, в ней нет ничего, что цепляло бы ухо: ни мелодий, ни «киношных» симфонических кульминаций, ни запоминающихся звукоизобразительных эффектов. Если аккуратно сравнивать с «Реквиемом» Кузьмы Бодрова, написанным на стихи Рождественского (их с нужной яростью и пафосом читает Сергей Гармаш), то сравнение будет не в пользу Воронова: у Бодрова есть и цитата из песни «Журавли» Френкеля, и фольклорные мотивы, и аллюзии на барочную музыку, и те самые катарсические эпизоды просветления, от которых так замирает сердце. «Реквием» Воронова отчасти тяготеет к стилистике Бриттена, а в наиболее изощренных по фактуре, почти микрополифонических фрагментах – к «Реквиему» Лигети, но говорить о каких-то прямых отсылках не приходится. В первой части, стихотворной основой которой послужило стихотворение Симонова «Родина», бас Данила Князев мелодекламировал, буквально «выжигал» каждое слово, подхватываемое тихими фразами хора «Смилуйся», – но это смирение, впрочем, скоро переросло в откровенный многоголосный вопль отчаяния. «Безымянные герои», вторая часть цикла на текст Пастернака, получилась самой философской и рефлексирующей: медленные симфонические нарастания, лирический монолог баритона Николая Землянских, их «дуэт-согласие» с Князевым, превратившийся в неожиданный протест в самом конце, – все это лишь подготавливало кульминацию «Реквиема», пронзительную и драматичную третью часть под названием «Нас двадцать миллионов» (слова Гамзатова). Пульсирующие мотивы у ксилофона и флейт – словно гулко бьющееся сердце, вихри струнных и громогласные фанфары духовых – реальность, заставляющая его так сильно колотиться, а обличительные речитативы солистов – страшная правда, от которой не скрыться. «Ну что с того, что я там был» – финал сочинения Воронова, написанный на стихи Левитанского, от которых веяло не радостью Победы, а обреченностью и безысходностью. Эти интонации очень точно почувствовал и передал Евгений Ткачук. «Реквием Незабытых» завершился суровым гимном, обличающим жестокость войны.

Юрий Башмет: Фестиваль юношеских оркестров мира будоражит культурное развитие многих стран

Диалог традиций, народов и поколений События

Диалог традиций, народов и поколений

«Вся страна» зазвучала в сердце Москвы

От «Неоновой природы» к «Ритуалу» События

От «Неоновой природы» к «Ритуалу»

В Казани состоялись Третий фестиваль и лаборатория современной музыки Synesthesia Lab

Подвиг, воспетый всерьез События

Подвиг, воспетый всерьез

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера «Орлеанской девы» Чайковского

Не гость, но полноправный хозяин События

Не гость, но полноправный хозяин

В Уральском центре народного искусства завершился фестиваль «Великолепный баян»