«Памяти ангела»: пятнадцать лет спустя События

«Памяти ангела»: пятнадцать лет спустя

Владимир Спиваков солировал в Скрипичном концерте Берга на закрытии сезона Национального филармонического оркестра России

Для ночных программ, как на 15-летие НФОР в Доме музыки, обычно выбирают эффектную и легко воспринимаемую музыку. Худрук оркестра Владимир Спиваков по такому пути не пошел и подобрал не самые шлягерные сочинения: сюиту Форе «Пеллеас и Мелизанда», Скрипичный концерт Берга «Памяти ангела» и Первую симфонию Брамса. За дирижерским пультом был Туган Сохиев.

Впрочем, программа не совсем нова: в 2003-м в только что открывшемся Светлановском зале на первом концерте Национального филармонического маэстро также солировал в сочинении Берга. Прежним остался и бис: после трагического «Памяти ангела» Владимир Теодорович сыграл Adagio Гайдна. Контраст между произведениями двух венских композиторов разных эпох производил настолько же сильное впечатление, как и сочетание помпезного Вальса Равеля и, словно из музыкальной табакерки, Менуэта Боккерини, исполненных не так давно в Зале Чайковского оркестром Баварского радио под управлением Мариса Янсонса. Концерт Берга и миниатюра Гайдна вместе все же не производили впечатления какого-то единого цикла, скорее, просветленное Adagio притупляло болезненную экспрессивность предыдущего сочинения.

Наверное, для такого радостного события, как юбилей оркестра, столь драматичное сочинение не кажется подходящим, однако именно в нем можно было услышать Владимира Спивакова как скрипача-солиста – в роли, в которой он в последнее время появляется в России редко. В его игре были и невероятно тонко выстроенные длинные фразы (как в пьесе Гайдна), и насыщенность средних и нижних нот (в Берге). Если Владимир Теодорович в своем соло выступал как крепкий остов, то оркестр во главе с Сохиевым стал его противоположностью: в бисе музыканты совсем ушли на второй план, двигаясь тихо и абсолютно синхронно, а в «Памяти ангела» – создавали противовес выпуклому звуку скрипки маэстро и окружали его партию сонмом полетных и ускользающих нот.

Ночные концерты, конечно же, в последнее время ассоциируются с Теодором Курентзисом. Кстати, пятнадцать лет назад в НФОР ассистентом был Курентзис, и над Концертом Берга работал с оркестром именно он. На том концерте дирижировал, впрочем, другой маэстро – американец Джеймс Конлон. В этот раз управление оркестром было отдано Тугану Сохиеву, и это, несомненно, оказался удачный выбор. Дирижер уже косвенно сотрудничал с НФОР: на прошлом юбилее Национального филармонического выступал один из возглавляемых им коллективов – французский оркестр Капитолия Тулузы.

Элегантно и камерно прозвучала у Сохиева сюита Форе. Оркестр в ней, как и во всех сочинениях концерта, предстал в очень хорошей форме. Во втором отделении исполнялась Первая симфония Брамса. Последняя создавала красивую арку с началом программы – «Пеллеасом и Мелизандой». Если открывала концерт утонченная символистская музыка, то уже после полуночи началось мрачноватое и местами устрашающее полотно Брамса. Несмотря на то, что в конце симфонии восторжествовал яркий мажор, послевкусие от нее осталось, как от пугающих сказок братьев Гримм.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди