Пансион театральных идей События

Пансион театральных идей

Новая версия балета «Тщетная предосторожность» в Музыкальном театре Республики Карелия

В 1789 году в Бордо хореограф Жан Доберваль поставил танцевальную комедию о крестьянке Лизе, сумевшей перехитрить корыстолюбивую мать и выйти замуж за возлюбленного. Премьера состоялась в июле, за две недели до того, как в Париже разгромили Бастилию и написали на развалинах: «Здесь танцуют».

Символом Великой Французской революции спектакль не стал, а вот художественную революционность в нем увидели сразу. После аллегорических персонажей и аристократов на сцене впервые появились герои, современные зрителям, а музыку постановщик собрал из популярного в бытовом обиходе музыкального фольклора.

Благодаря новым идеям и удачному сценарию спектакль завоевал прочную популярность. За два века жизни на сцене он приобрел две партитуры (в 1828-м Ф. Герольда и в 1864-м П. Гертеля), несколько музыкальных редакций, десятки хореографических вариантов и столько же названий: «Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг», «Худо сбереженная дочь», «Обманутая старуха», «Лиза и Колен, или Бесполезное наблюдение», «Любовники, застигнутые врасплох», «Деревенская свадьба» и тому подобные. В России прижилось одно: «Тщетная предосторожность».

Следуя традиции подобных названий, в заглавии спектакля, поставленного в Музыкальном театре Карелии, к словам «Тщетная предосторожность» можно прибавить: «…или Победа культуры над конъюнктурой». Самое ценное в нем – не только идеи постановщиков, а вкус и чувство меры, с которыми они осуществлены. Балетмейстер Кирилл Симонов и художник Екатерина Злая уместили в свою постановку не только историю находчивых влюбленных, но авторский взгляд на основные тренды современного театра и краткий обзор истории европейской хореографии.

Несмотря на метаморфозы спектакля, до наших дней со времен Доберваля дошел не только сценарий, но и его основные мизансцены. Да и к чему было переделывать забавные эпизоды, где герои маскируют свидания совместной работой по хозяйству, пытаются вытащить ключи из кармана спящей мамаши, жестами изображают, сколько у них будет детей, и другие? Все это воспитанники балетных школ до сих пор старательно разучивают на уроках актерского мастерства.

В Петрозаводске действие балета перенесено из деревни в пансион. Костюмы персонажей выдержаны в духе тех трендов современной моды, что отсылают к силуэтам 1930-х годов и отчасти напоминают туалеты героев голливудского кино. Важны, впрочем, не приметы конкретного стиля, а стилистическая игра как таковая. Она придает дополнительный шарм пасторальному сюжету и подчеркивает многослойность культурных традиций, связанных с историей «Тщетной предосторожности».

Балетмейстер идет тем же путем, предлагая хореографическую полистилистику. Он не пользуется прямыми цитатами из Горского, Аштона, Виноградова и других постановщиков, вписавших в историю «Тщетной предосторожности» собственные версии. Его танцевальные комбинации и мизансцены абсолютно авторские. При этом у Симонова соседствуют отдельные фразы и периоды в стилистике датского классика Августа Бурнонвиля, виртуозные «кружева» мелких движений в манере французского балетмейстера Артура Сен-­Леона, верхние поддержки и диагонали эффектных па в духе Мариуса Петипа, современные и неоклассические элементы, а также множество забавных гротескных движений и пантомимных приемов балетного театра разных эпох.

Эдуард Демидов – Марцелина, Денис Тарасов – Ален, Павел Назаров – Мишо

Вся эта хореографическая эрудиция с юмором распределяется по сценарию Доберваля сообразно ситуациям, оживляя характеристики персонажей и высвечивая сильные стороны труппы: единство ансамбля, а также четкость и выразительность танца, в каждой фразе окрашенного точно найденным актерским состоянием. По сбалансированности хореографической фантазии и логики театрального действия «Тщетная предосторожность», пожалуй, самый удачный из всех спектаклей, поставленных Симоновым до сих пор.

Постановщики не уточняют, какие предметы входят в учебную программу воспитанниц пансиона, но главная героиня Лиза в исполнении Юки Окоти – явный претендент на диплом прима-­балерины. Ее упругий прыжок, в котором она будто зависает над сценой, ее уверенный апломб (способность бесконечно долго сохранять устойчивость в сложных вращениях и позах), ее крепкая техника в комбинациях мелких движений, которые Окоти выписывает непринужденно и точно, – ценнейшие профессиональные качества.

Актерская работа Окоти не столь многокрасочна, но пленительна благодаря искренней вере ее героини в счастливый исход действия. Козни Марцелины, пытающейся разлучить ее с любимым, Лиза преодолевает азартно, как этапы увлекательного квеста.

Столь же позитивен и энергичен главный герой Колен, возлюбленный Лизы, в исполнении Мотоя Араки. Его предприимчивость буквально не знает границ: огромными прыжками в духе Вацлава Нижинского в «Видении розы» он преодолевает и оконные проемы, и стройные ряды снопов с соломой, в которых путаются все, кроме главных героев, и преграды, которые воздвигает на его пути Марцелина. Позитивные эмоции Араки сочетает с юмором, легкостью и праздничностью танца. Дуэты героев, в которых партнеры проделывают сложные поддержки, излучают жизнеутверждающую энергию, не оставляя сомнений в счастливом исходе приключений.

Ален, соперник героя, наделен здесь не комическими ужимками, а характером персонажа, «витающего в облаках», и полноценными вариациями в стилистике Августа Бурнонвиля. Денис Тарасов уверенно справляется с актерскими и хореографическими задачами и вызывает искреннее сочувствие публики к своему персонажу. Его Ален не претендует на брак с Лизой, а лишь терпеливо подчиняется отцу. Павел Назаров в роли Мишо, папаши Алена, потешает публику гротескной походкой кавалериста «ноги колесом» и добродушной пикировкой с Марцелиной.

В исполнении Эдуарда Демидова Марцелина – претенциозная молодящаяся старуха, одетая в эффектные дизайнерские туалеты и ошеломляющая всех своим неуемным артистизмом. Вероятно, со временем артист приглушит подчеркнуто гротескные манеры и, не теряя удачно найденного пластического рисунка, детализирует его, точнее обозначив беззлобный, в сущности, характер героини.

Труппа театра подготовила на главные роли несколько составов, не уступающих друг другу в индивидуальности трактовок и схожих в увлеченности действом. Лизу исполняют Юка Идзуми и солистка Московского академического Детского музыкального театра имени Н. И. Сац Алевтина Касаткина, Колена – Максим Павлов, Марцелину – Артем Кузьмич, Мишо – Алексей Зарицкий.

Таким образом, «Тщетная предосторожность» Симонова играет для Музыкального театра Карелии ту же роль, что спектакль Доберваля для балетного театра в целом: открывает новое творческое направление и вводит в пространство актуальных художественных идей.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории