Творческий турнир имени народного артиста СССР Владимира Курочкина провели в год 100-летия знаменитого режиссера и педагога. Свердловская музкомедия была не единственным из театров Курочкина, но совершенно точно – любимым и главным, она и стала инициатором и площадкой для состязания молодых артистов. Конкурс с регулярностью раз в два года проводится с 2006-го, и пропуск случился лишь однажды – в пандемическом 2020-м. Наверное, поэтому количество участников нынешнего, восьмого по счету, состязания оказалось рекордным за всю историю – 120 человек. Членам жюри во главе с композитором Максимом Дунаевским оставалось только запастись терпением на долгие, с утра до позднего вечера, просмотры, в ожидании, когда сверкнут талант и актерская индивидуальность. А у молодежи, слетевшейся из самых разных городов России и немного – из ближнего зарубежья, кроме соревнования в двух номинациях, оперетта и мюзикл, была еще возможность посмотреть свежие премьеры екатеринбургского театра, поучаствовать в мастер-классах: по вокалу, классическому и джазовому, хореографии и актерскому мастерству. Словом, получить необходимый профессиональный контекст и мощный творческий заряд на будущее.
Итоги, как всегда, подвели на феерично-праздничном финальном гала-концерте, в котором участвовали лауреаты и дипломанты, причем интригу распределения держали до последнего. Перед вручением на сцене за роялем, тоже по традиции, появился почтенный председатель жюри и вместе с солистами театра и подпевающим партером исполнил свои знаменитые шлягеры, включая «Пора-пора-порадуемся…». Результаты порадовали – и немного обескуражили: не только Гран-при уже в который раз оказался неприсужденным, но и первые премии в оперетте не нашли своих обладателей. И эта неравноценность жанров – пожалуй, главная тенденция всех последних лет, и не только этого конкурса.
Оперетта в наших палестинах давно уже превратилась в бедную родственницу, прозябающую рядом с преуспевающим и вполне себе продвинутым мюзиклом, то же самое происходит и на «Золотой Маске». Единственное, что бесспорно могли продемонстрировать конкурсанты в опереточной номинации, а среди них были и студенты консерватории, и артисты крупных оперных театров из Самары, Уфы, Нижнего Новгорода, – это приличные голоса и крепкую вокальную выучку. Тем более, что все пели вживую, в отличие от повсеместной театральной практики музкомедийных театров, где оперетта давно уже сдалась под напором микрофонов и децибел. Но естественного актерского самовыражения в жанре практически не случилось. Заметно, что сюжеты и смыслы, мелодии и стиль оперетты для нового поколения – сущий анахронизм, а сам жанр – закрытая книга. В отличие от мюзикла, в котором молодые нередко ощущают себя как рыба в воде. Впечатляет их свобода в стилевых разновидностях, в англоязычном звуковом поле – словом, мюзикл – это их язык, их современный музыкальный код.
Впрочем, в мюзикле случилась другая беда: многие конкурсанты явно перепутали артистический конкурс с кастингом ТВ-шоу «Голос». Пели громко, напористо, нередко фальшиво. Звуковая агрессия была превалирующим эмоциональным посылом, темперамент подменялся искусственной истерикой. То, что пелось, редко становилось осмысленным с точки зрения драматургии мюзикла, чаще выглядело чисто «попсовым» номером. Издержки телевизора, что делать.
Непродуманный репертуарный выбор оказался главным препятствием на пути к заветным победам и конкурсным достижениям. Плохо, когда в расчет не берутся голос и тесситура, артистическая психофизика и уровень собственных возможностей. Сверхпопулярная среди конкурсанток Песня Салли из «Кабаре», пожалуй, никому из них так и не помогла. Вообще, было забавно наблюдать, как совсем юные существа воображают себя женщинами-вамп, зрелыми femme fatale. И у молодых людей в этом году случился перебор с амплуа «мальчиш-плохиш» – только за один день показов было трое Ромашовых из «Норд-Оста» и три Иуды. Не время героев и лирических героинь? Интересный симптом. Были промахи и в разделе оперетты: исполнение оперных арий, даже из раздела комической оперы, уже не говоря о Моцарте, все-таки имеет мало отношения к этому состязанию. Ведь не соревнование же вокалистов проводится, и надо уточнять это в положении о конкурсе. Репертуарный выбор этого года неприятно удивил еще одной особенностью. С одной стороны, возникло необычайное его расширение за счет малоизвестных современных западных мюзиклов, новых постановок на российских сценах. Но вот качество этого нового музыкального материала за редким исключением просто поражает своей убогостью: простейшие попевки вместо развитых мелодий, примитивная гармония и аранжировка, назойливый ритм и полное отсутствие того, что можно вспомнить, выйдя из зала. Тот самый случай, когда новый мюзикл, коммерчески вполне успешный, смыкается с массовой поп-культурой. И выбор такого эстетического суррогата – показателен.
Конкурсные парадоксы – особая тема. Например, лауреатка последней «Золотой Маски» Мария Евтеева из Барнаула по баллам не прошла во второй тур, довольно блекло выступив исключительно в дуэтах. Победитель предыдущего конкурса в разделе «мюзикл» и ведущий екатеринбургский солист Андрей Опольский, будучи универсалом, решил показать себя и в оперетте, блестяще провел первый тур. А во втором – пел Каватину Фигаро, одновременно исполняя какой-то «перформанс» уровня студенческого капустника. Результат печален: не смешно, вокал не на высоте, и нет даже диплома. В то же время лауреатами турнира стали студенты РАТИ-ГИТИС, грамотно выстроившие (пусть и с помощью педагогов!) стратегию разнообразия конкурсных выступлений и показавшие высокий уровень современной актерской оснащенности: Станислав Баксараев, Мария Паротикова и получивший вдобавок приз зрительских симпатий Александр Шарабарин. А также только вступающие на путь профессиональных артистов Светлана Павлова из Свердловской музкомедии и Дмитрий Воробьев из Московского театра мюзикла. В оперетте в числе лидеров, и это скорее закономерность, оказались солисты известных российских трупп Ирина Лесных и Сергей Рязанов (Театр Чихачева), Алина Шайхеева (Новосибирская музкомедиия), а также обаятельный Степан Волков из Самарской оперы. Петербуржец Роман Вокуев, также победитель прошлого конкурса, на этот раз стал только третьим, но вместе с новой партнершей еще раз доказал, что в амплуа каскадного дуэта им нет равных.
Итоги конкурса
ОПЕРЕТТА. I премия не присуждена. II премия – Ирина Лесных, Сергей Рязанов (Москва). III премия – Алина Шайхеева (Новосибирск), Роман Вокуев (Петербург), Степан Волков (Самара).
МЮЗИКЛ. I премия – Станислав Баксараев (Краснодар), Светлана Павлова (Екатеринбург). II премия – Александр Шарабарин (Железногорск), Мария Паротикова (Москва). III премия – Дмитрий Воробьев (Москва), Ксения Шабалина (Сыктывкар).