Пашкевич. «Скупой» <br> Игорь Парамонов, Борис Дружинин, Нина Яковлева <br> Оркестр Московского камерного музыкального театра, Владимир Агронский <br> Мелодия Релизы

Пашкевич. «Скупой»
Игорь Парамонов, Борис Дружинин, Нина Яковлева
Оркестр Московского камерного музыкального театра, Владимир Агронский
Мелодия

Известие о том, что оперу Василия Пашкевича «Скупой» со старого диска фирмы «Мелодия» переводят в «цифру» и делают доступной для пользователей Всемирной сети, всколыхнуло во мне — свидетеле и участнике событий полувековой давности — воспоминания, которыми я хочу поделиться.

Борис Александрович Покровский, создавший в 1972 году новый московский Камерный музыкальный театр, сделал одним из направлений молодого коллектива постановку забытых старых русских опер. Первым таким спектаклем стал «Сокол Федериго дельи Альбериги» Дмитрия Бортнянского, с громадным успехом принятый общественностью, музыковедами, да и простым зрителем. Окрыленный Покровский решил ставить некогда нашумевшую оперу придворного композитора Екатерины II Василия Пашкевича «Скупой», о которой сохранилось множество восхищенных отзывов. Кроме того, имелось полное либретто пера знаменитого драматурга Якова Княжнина. Не хватало «мелочи»: не было… музыки. Ни клавира, ни тем более партитуры. И Покровский поручает молодому музыковеду Евгению Левашеву поиски утерянной оперы.

Пропускаю подробности детективной истории розысков в Ленинграде нужных нот — в театрах, в Эрмитаже, в архивах библиотек, всюду и везде… Никаких результатов. Перед отъездом в Москву Левашев сидел в одной из комнат Кировского (ныне — Мариинского) театра, пил чай. Как он после рассказывал, он обратил внимание на толстый томик в кожаном переплете, служивший подставкой для кружки. Полюбопытствовав, открыл его и обнаружил ноты. Это была партитура оперы Пашкевича «Скупой»!

Так или иначе, но в Москву Левашев привез драгоценные ноты. Их еще надо было расшифровать, так как в партии каждый инструмент имел свой ключ. Кроме того, Левашев написал аккомпанемент для прозаических сцен. Покровский придумал еще и интермедии для квинтета духовых инструментов и солистов, которые в костюмах и париках «галантного века» исполняли «чувствительные романсы» из альбомов того времени.

Спектакль, блестяще поставленный Борисом Покровским в 1974 году, имел сенсационный успех. Его тут же пригласили на фестиваль старинной музыки в Польше, а затем постановкой заинтересовались импресарио Греции, ФРГ и других стран Европы и также позвали на большие гастроли.

В 1975 году фирма «Мелодия», отодвинув свои ближайшие планы, осуществила запись «Скупого» на пластинку «Гигант». Запись в студии, располагавшейся в бывшем Англиканском соборе, организовала редактор Ирина Орлова, компетентная и деловая. Звукооператором стал молодой талантливый музыкант Петр Кондрашин (сын известного дирижера Кирилла Кондрашина); это была большая удача — Петр работал вдохновенно и тщательно, не пропуская ни малейших, едва заметных ошибок. Этим он заметно помогал нашему молодому дирижеру Владимиру Агронскому, который очень волновался на своей первой записи. А провел он ее прекрасно. Удалось сохранить все многообразие нюансов постановки, ее музыкальной оригинальности и свежести актерской манеры.

Многотысячный тираж пластинки «Скупой», вышедшей в 1976 году, разошелся мгновенно. Теперь прелесть старинной русской оперы смогут оценить современные пользователи цифровой техники, с ее необъятными возможностями.