Пасха. Классика. Туризм События

Пасха. Классика. Туризм

С 1 по 9 мая в Ярославле прошел ХIII Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета

В этом году он совпал с Пасхой, большими праздничными каникулами и потоками устремившихся сюда по воде и суше «внутренних туристов». Колокольные звоны и музеи, как и концерты в Зале имени Л.В.Собинова и спектакли в Театре драмы имени Ф.Волкова, показали, насколько эффективным в наше ковидное время может оказаться альянс занимательного краеведения, индустрии гостеприимства и популярной классики.

На вступительной пресс-конференции директор «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко сознался, что в этом году для участников и гостей башметовского фестиваля скупать гостиничные номера пришлось оптом и поштучно. Скупали их не только в самом Ярославле, но и в пригородах – таким был поток ежедневно доставляемых на автомобилях и скоростными поездами московского и петербургского направлений музыкантов, известных артистов театра и кино в не то чтобы ах какие многочисленные, но требующие до непредставимости разных сил фестивальные проекты.

Кроме вечерних, играемых на городских площадках, программ состоялись традиционные выезды башметовской команды в близлежащие Рыбинск, Тутаев и поселок Красные Ткачи; дневные мастер-классы для исполнителей на духовых и барочных инструментах. К оркестру «Новая Россия» и ансамблю «Солисты Москвы» добавились зарубежные гости – пианист Давид Фрэ (Франция), брасс-ансамбль Фестиваля в Гштааде (Швейцария), контратенор Клинт ван дер Линде (ЮАР), камерный оркестр «Солисты Загреба» (Хорватия). Такое количество зарубежных гастролеров, с одной стороны, сигналило о грустноватых реалиях Европы, откуда в Ярославль музыканты соглашались ехать «пачками». С другой же – настаивало, буквально, на героизме организаторов, всеми способами – через МИД и прочие дипслужбы – согласовывавшими массу новых формальностей ковидной эпохи: от маршрута перелетов до прививочных справок.

Клинт ван дер Линде и московские барочники

Из-за ковида отменился визит барочного ансамбля Les Muffatti (Бельгия). К счастью, их удачно «подменили» аврально (за ночь!) собранным коллективом из семи молодых московских барочников. Под управлением Александры Кореневой (клавесин) клавирный и двойной скрипичный концерты Баха (солировали Роман Филипов, Иван Наборщиков), альтовый концерт  Телемана (солист – Павел Романенко) плюс несколько проаккомпанированных «привозному» контратенору генделевских арий (из «Ринальдо» и «Юлия Цезаря») изумили тем качеством стильного профессионализма, артистизма и виртуозности, о котором иным стационарным коллективам мечтать и мечтать.

Из пестрой программы вступительного гала-концерта выделялись цикл песен Бенджамина Бриттена на стихи английских поэтов («Серенада для тенора, валторны и струнных») с отважным, огромного диапазона лирическим тенором Ярослава Абаимова и виртуозно-запредельная мандолина Екатерины Мочаловой, тряхнувшей струнами в миниатюрах подзабытого советско-грузинского классика Сулхана Цинцадзе. Местная хоровая капелла «Ярославия» выдала два раритета – «Элегическую песнь» Бетховена и вивальдиевский псалом Lauda Jerusalem, вообще-то сочиненный для двух хоров, – но где ж их разместишь в милейшем, губернских пропорций концертном помещении?

Гораздо вольготнее жилось моноспектаклю «Гамлет» с Евгением Мироновым, сразу во всех ролях представшимна сцене и на большом видеоэкране легендарного Волковского театра. На любимого артиста публики пришло тьма, и даже если бы Шекспира не перемежали фрагменты музыки Шостаковича к драматической постановке Николая Акимова (1932) и фильму Григория Козинцева (1964), успех все равно был бы обеспечен. Так умно построила это реалити-шоу с большим оркестром и одним-единственным актером режиссер Марина Брусникина.

Екатерина Мочалова и «Солисты Москвы»

В свободное от концертов и спектаклей время к услугам фестивальных гостей был красивый центр города, с магистральным кластером церквей XVII века вдоль Которосльной набережной, под углом переходящим в музейный променад вдоль Волжской набережной. Зайдя в Художественный музей, расположенный в особняке, построенном по приказу Александра I и приютившем в дореформенные времена восемнадцать ярославских губернаторов, сложно не оценить пригожести европейского интерьера и занимательной русистики живописной экспозиции, начатой большим кабинетным портретом первого насельника этих стен губернатора Александра Безобразова. Он был реформатором тюрем (во имя «человечности») и создателем Библейского общества. В общем, прекраснейший человек, отец двенадцати детей и блюститель ни разу им не «пролонгированных» – ни в Тамбове, ни в Ярославле, ни в Петербурге – собственных губернаторских полномочий.

По соседству – в бывшем Доме Общества врачей, где вплоть до рубежа ХХ-ХХI веков располагался родильный дом, чудом джентрификации смотрится размещенная здесь после тотальной реконструкции частная коллекция фарфора, самоваров и прочей утвари, собранная почетным горожанином Вадимом Орловым. Незадолго до своей кончины в 2016 году он выкупил этот особняк, на личные средства отреставрировал его. Теперь здесь в стеклянных витринах второго этажа, глазам не веря, видишь оригиналы и русские копии мейсенского фарфора, коллекцию «Народы России», выполненную в 1862 году на Гарднеровском заводе к 1000-летию Руси, совершенно непонятные в современном быту «спичечницы» и «коробочка “Пчела”» Кузнецовского завода. Ну а после сотворенных по рисункам Кукрыниксов шаржированных фарфоровых бюстиков Станиславского и Качалова спускаешься в бывшие погреба с коллекционными самоварами, чайниками для сбитенщиков и кофейниками. Там можно провести еще несколько часов. Но время не ждет, и пора возвращаться на фестиваль, слушать разную музыку, извлекая – как изюмины из кулича и шедевры из спонтанных коллекций – те сочинения и тех исполнителей, к мыслям о которых так приятно возвращаться в Москву.

Сила эмоций и блеск интеллекта События

Сила эмоций и блеск интеллекта

В Екатеринбурге в шестой раз прошел Симфофорум

Барток заговорил на языке джаза События

Барток заговорил на языке джаза

14 октября в Петербургской капелле выступил венгерский биг-бэнд с аранжировкой музыки Белы Бартока

Опера, которой не было События

Опера, которой не было

На фестивале «DSCH. Шостакович. XX век» прошла самарская премьера оперы «Игроки»

Не волнуйтесь, все хорошо События

Не волнуйтесь, все хорошо

В лондонском Ковент-Гардене Клаус Гут поставил «Енуфу» Яначека. Но это не главное