Patricia Kopatchinskaja <br>Time & Eternity <br>Alpha Classics
Релизы

Patricia Kopatchinskaja
Time & Eternity
Alpha Classics

Летом 2018 года случилось странное сближение: Владимир Юровский перед московским исполнением Симфонии № 11 Шостаковича предложил залу спеть хором «Вы жертвою пали». Вскоре Патриция Копачинская представила в Зальц­бурге «Траурный концерт» Хартмана, где также использована эта тема, и сыграла ее на бис, а оркестр Camerata Salzburg ей подпел. Подобное совпадение у двух близких по духу музыкантов едва ли случайно: тема носилась в воздухе. Чуть позже Копачинская выступила в Москве; в интервью «Музыкальной жизни» она тогда рассказала, что тема «Вы жертвою пали» стала одним из лейтмотивов ее программы «Time & Eternity», исполненной с оркестром Camerata Bern в Берне, Бонне и Генте.

«Я хотела, чтобы концерт не начинался там, где сцена, а был бы похож на большой домашний концерт. Не было аплодисментов, <…> когда люди заходили в зал, мы уже были там, играли и приветствовали публику. Кантор читал молитву “Кол нидрей”, были также “Кол нидрей” Джона Зорна, Концерт Хартмана, <…> горело более тысячи свечей, говорили и православный священник, и ксендз. Участвовали польские певицы, одна из них пела польскую народную песню и еврейскую “Elijahu Hanawi”, которая тоже у Хартмана спрятана… После мы играли “Полиптих” Мартена, “Crux” Фишера и фрагмент Мессы Машо».

Дебютный диск Копачинской с Camerata Bern – оркестром, который она возглавляет уже второй сезон, – студийная версия тех концертов. «В этой музыке – кровь и слезы искалеченных душ, – пишет Копачинская во вступительном слове. – Это о нас, о нашем прошлом и будущем». Программа, включающая также три молитвы, претендует на метамузыкальное высказывание и как таковое наверняка убеждала в живом исполнении. В записи концепция явно проигрывает содержанию музыкальному, к которому претензий нет: «Траурный концерт» Хартмана подходит Копачинской как мало какое сочинение, таков же и второй главный номер программы – «Полиптих» («Шесть образов Страстей Христовых») для скрипки и двух струнных оркестров Франка Мартена. Фрагмент четырехголосной Мессы Машо в качестве пролога перед ним вполне уместен, как и «Кол нидрей» Зорна перед Концертом Хартмана.

Партнерство Копачинской и Camerata Bern близко к идеальному, однако по сравнению с «Траурным концертом» «Полиптиху» повезло меньше: после каждой из четырех его частей следует фрагмент «Страстей по Иоанну» Баха в переложении для струнных, после пятой – «Crux» для скрипки, литавр и колоколов Любоша Фишера. Увы, здесь не срабатывает прием, примененный Копачинской в альбоме «Смерть и девушка», где части квартета Шуберта прослоены миниатюрами Дауленда, Джезуальдо, Куртага. Это может подойти суперхиту, но не сочинению, которое многие явно слышат впервые: «Полиптих» теряет цельность, то и дело прерываясь. И уж совсем сбивает с толку «Crux» – его легко принять за одну из частей сочинения Мартена. Понятно, что для Копачинской диск из двух скрипичных концертов – идея слишком самоочевидная, но их есть чем дополнить, не принося в жертву концепции.

Впрочем, пресса оценивает альбом высоко: «диском месяца» назвал его журнал BBC Music Magazine, а Gramophone отметил в рубрике «выбор редактора». С ними согласен и мастер злословия Норман Лебрехт: он отмечает, что Копачинская доказала жизнеспособность идеи концептуального альбома, и ставит ему пятерку, хотя и говорит об отдельных недостатках. Лишь издание MusicWeb International отмечает неубедительность концепции, от которой пострадал «Полиптих», при этом справедливо называя исполнения его и «Траурного концерта» выдающимися. Вариант решения – слушать треки в таком порядке, чтобы «Полиптих» прозвучал целиком: Бах не обидится.