Пауль Хиндемит.Сочинения для кларнета и камерного ансамбля.Brilliant Classics
Релизы

Пауль Хиндемит.Сочинения для кларнета и камерного ансамбля.Brilliant Classics

Фирма Brilliant Classics известна в первую очередь бюджетными переизданиями и масштабными проектами вроде полных собраний сочинений Баха, Моцарта, Гайдна. В то же время она выпускает всё больше новых записей, в том числе этот альбом: в него вошли все камерные сочинения Хиндемита с участием кларнета. Среди них – три крупных: Квартет, Соната, Квинтет. Раритетами их не назовешь, каждое записывалось не менее десяти раз. Однако вопроса о том, зачем нужна очередная их интерпретация, не возникает: на концертах эти первоклассные сочинения звучат редко, публика с ними едва знакома, и ни одно напоминание о них не будет лишним. Тем более если речь о вдохновенном исполнении кларнетиста Давиде Бандьери и его друзей.

Хиндемит известен в первую очередь как композитор, дирижер и альтист, однако он владел многими инструментами, кларнетом в том числе. Альбом открывает его самое значительное сочинение с участием кларнета – Квартет для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано: состав вызывает в памяти «Квартет на конец времени» Мессиана, хотя тот написан двумя годами позже. Одна из лучших записей Квартета сделана двадцать лет назад в Кухмо; с легендарным кларнетистом Эдуардом Бруннером играют Наталия Гутман, Анна Чумаченко и Екатерина Чемберджи. Исполнение Бандьери не хуже. Вопреки расхожему мнению, здесь Хиндемит – ничуть не сухарь, на основе голой теории пытающийся скрестить Баха с музыкой первой трети ХХ века, но скорее постромантик, прививающий атональности самую настоящую романтическую экспрессию. Кульминация записи – средняя часть с красивейшей кантиленой кларнета.

Годом позже создана Соната для кларнета и фортепиано, продолжающая ту же линию; из написанных Хиндемитом в этот период сонат для рояля и почти всех духовых инструментов она, возможно, лучшая. Иные ее ходы напоминают Камерную симфонию № 1 Шёнберга, но то, что в начале столетия воспринималось как новаторство, тридцать лет спустя звучит уже традиционно и может быть названо одним словом – красота. Соната также записывалась не раз, но Бандьери и пианист Маттео Фосси уверенно исполняют ее как вечно актуальную классику в лучшем смысле слова, словно это Бах, Брамс или Шостакович. Второй диск альбома интересен в первую очередь пьесами для домашнего музицирования. Цикл дуэтов для кларнета и контрабаса – настоящая редкость, до сих пор записывавшаяся лишь пару раз. Два дуэта для кларнета и скрипки неожиданно напоминают «Весну священную», а Квинтет для кларнета и струнных удачно завершает программу. Альбом можно рекомендовать и поклонникам Хиндемита, и тем, кто начинает с ним знакомство.