Павел Карманов <br>Музыка для Алексея Любимова <br>Мелодия Релизы

Павел Карманов
Музыка для Алексея Любимова
Мелодия

Павел Карманов
<br>Музыка для Алексея Любимова
<br>Мелодия

Новый альбом московского композитора Павла Карманова показывает его как музыканта, ни на кого непохожего. Кажется, он думает не о самореализации, а о комфорте слушателя, не о рефлексии, а о смысле и доходчивости произведений. Поэтому и музыка у него получается интеллигентной и позитивной. Карманов – автор академических опусов и рекламных роликов, играл в рок-группе «Вежливый отказ», представлял масштабный спектакль «Рождественский вертеп», делал новую редакцию «Князя Игоря» Бородина для Большого театра – и всегда выделялся внятным мелодизмом, который забывается «современной» музыкой, но инстинктивно ищется людьми. Павел же будто достает из коллективной прапамяти «смесь гравюры с кружевом», как в стихотворении Иосифа Бродского, звучащем на альбоме, и превращает якобы винтажное отношение к музыке в элемент современной музыкальной архитектуры.

Содружество с народным артистом РФ Алексеем Любимовым оказалось синонимом творческой гармонии – альбом составлен из композиций, в появлении которых он непосредственно участвовал. «Шуманиана», по определению пианиста, «окончательно сошедший с ума клон» Третьей сонаты Шумана, известной как «Концерт без оркестра». В ней репетитивность переходит в романтичность с всплесками тревоги. Удивительна «Голландия»: Алиса Тен поет текст Бродского, голос медленно выплывает из-за солнечных инструментальных переливов – «Голландия есть плоская страна, переходящая в конечном счете в море…» Играют Алексей Любимов и квартет солистов Персимфанса.

На второй стороне диска – Секстет № 2 «Я поставил свой дом…». Текст жившего полтора тысячелетия назад китайского поэта Тао Юаньмина по-английски читает Энтони Ди Лоренцо. Нарастает нервность музыки, необычно препарированное фортепиано подсказывает ассоциацию с Джоном Кейджем и тут же намекает на многовековую культуру Поднебесной, на удивительные инструменты типа гуцинь. «В этом всем для меня заключен настоящий смысл…», – говорится в стихотворении, завершая сплетение культур и формирование концепции альбома.

Карманов создает полную света музыку, но не сладкую, не бездумную, а серьезную. «Немодное» стремление «светить всегда, светить везде» – концептуально осознанно, вспомнился альбом Павла Innerlichkeit. Его название предлагалось понимать, как «искренность, сокровенность», но возможно и такое определение: «внутренний свет». В той записи Любимов тоже участвовал, Секстет № 1 «Любимый ненавидимый город», взятый оттуда, включен только в цифровую версию нового альбома.

Фирма «Мелодия» продолжает издавать современных отечественных композиторов и делает это аккуратно, вдумчиво – получается хорошо. Черно-белые тона яблока винила в прежние времена были синонимом качества – предположим, что эта примета возвращается, с этой надеждой рифмуется монохромная камерность обложки и копирующей ее открытки с автографами Любимова и Карманова, вложенной в конверт, – эмоционально греющего бонуса.