Переходная зона События

Переходная зона

В Московской филармонии продолжается цикл «Весь Стравинский»

Масштабный цикл «Весь Стравинский» уже третий сезон удивляет и образовывает публику, и продлится еще не один год. Амбициозная идея музыковеда и просветителя Ярослава Тимофеева состоит в том, чтобы исполнить и, главное, «расшифровать» филармонической аудитории всю музыку Игоря Федоровича. Для каждого концерта Ярослав старается пригласить лучших музыкантов и выстроить концепцию своего рассказа вокруг многочисленных «стилевых доминант», хитро сменяющих друг друга на протяжении жизни композитора, и самых интересных фактов, которые объясняют не только обстоятельства создания произведений, но и неочевидные музыкальные нюансы, в них заложенные.

Да, иногда «наполеоновский план» осуществлялся не без шероховатостей: далеко не все пригодно для исполнения в Концертном зале имени Чайковского, особенно когда дело касается внушительных инструментальных составов. Однако концептуально это, как правило, чаще интересно, даже если спорно. Все концерты цикла «Весь Стравинский» Московская филармония транслирует в прямом эфире и сохраняет постепенно формирующийся видеоархив для будущих поколений. Поскольку практика показала, что трансляция бывает иногда даже «выгоднее», данная рецензия в качестве эксперимента производится на основе видеозаписи: тем любопытнее будет всем, кто находился в тот вечер в зале, сравнить ощущения.

На протяжении третьего сезона цикла будет звучать музыка, написанная в 1920-е годы, когда в творчестве Игоря Стравинского, жившего тогда преимущественно в Париже, происходил постепенный переход от русского периода (знаменитые балеты и, например, «История солдата», «Байка», «Свадебка») к неоклассицизму.

 

Сочинения «переходной зоны» представлял Российский национальный оркестр под управлением Александра Рудина: можно смело сказать, что в практически хрестоматийном звучании слушатели оценили оркестровую транскрипцию Стравинского Вариации Авроры и Антракта из сильно повлиявшего на его творческий мир балета Чайковского «Спящая красавица», а также «мемориальные» Симфонии духовых инструментов, посвященные памяти Клода Дебюсси. Кстати, рассказанный Ярославом Тимофеевым факт работы молодого Дебюсси на Надежду Филаретовну фон Мекк очень интересный и красиво увязывает общим контекстом прозвучавшую в начале концерта музыку Чайковского со всем прочим. В то же время подробностей про специально выбранную Стравинским терминологию, почему «симфонии» и почему «духовых», опять же не случайно очень разных, не вполне хватило для полного счастья, как и разговора об общей сакральности и, может быть, о влиянии и реализации в этом произведении элементов православной панихиды, и не только.

«Мавра» Стравинского – успех в слагающейся истории цикла. По воспоминаниям самого композитора, после премьеры в музыкальных кругах эту изумительную «карманную оперу» сочли нелепой выдумкой и явной неудачей. Увы, чувство юмора дано не всем, а когда дело касается комической музыки, в первую очередь оно должно быть у исполнителей – как и особый шарм, характерность, артистизм. «Мавра», конечно, это очевидная пародия на раннюю комическую оперу и на «стилевой винегрет» русского водевиля начала XIX века, где переплетаются черты лирического романса, цыганских напевов, фольклорных плясовых ритмов: все это Стравинский на благоприятной основе ироничной поэмы Пушкина «Домик в Коломне» гениально гиперболизирует, добиваясь вдохновенного, но милейшего абсурда.

Великолепно отыграл роль гусара Василия, вынужденного потом переодеться в ту самую Мавру, пойманную в финале с поличным за бритьем щетины, тенор Ярослав Абаимов, представив при этом без потерь профессиональную легкость и выразительность вокала: его герой влюблен в скромную провинциальную мещанку Парашу, партию которой не менее удачно исполняла Вероника Хорошева. Две якобы «побочные партии», а на деле крайне важные для общего юмористического колорита, тоже получились на ура: Диана Толасова убедительно пела и играла невозмутимую мать Параши, а Анна Юркус перевоплотилась в злорадную соседку, которая от души радуется, когда «черная полоса» настигает всех, кроме нее самой. Трансляция показала потрясающую дикцию всех исполнителей – ни одно слово из либретто не потерялось; баланс с оркестром тоже было приятно слушать – как в сольных эпизодах, так и в довольно непростых ансамблях. Идеальный мир! Сразу хочется начать считать дни до следующего концерта цикла «Весь Стравинский».

Признание в любви События

Признание в любви

В Петербургской филармонии завершился фестиваль «Площадь Искусств»

Секрет счастья Дениса Мацуева События

Секрет счастья Дениса Мацуева

В Оренбурге презентовали новый симфонический оркестр

Излучающие радость События

Излучающие радость

Состоялась III Конференция Ассоциации народных и хоровых коллективов Российского музыкального союза

Добро побеждает зло События

Добро побеждает зло

«Кащея» Римского-Корсакова спели на Фестивале имени С.К. Горковенко