Перестановка слагаемых События

Перестановка слагаемых

«Хоровой союз» завершился концертами в городах России

Проект РАМ имени Гнесиных и Белорусской государственной академии музыки «Хоровой союз: Россия – Беларусь», организованный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, был закономерно поделен пополам. Если первая часть прошла в Гродно, Бресте и Минске полгода назад, то тур по Саратову, Нижнему Новгороду и Москве состоялся нынешней осенью. Такое деление не разбило программу, а сформировало своеобразное поочередное познание хоровой культуры двух стран. И самой главной деталью в каждом городе становилась сцена – своя акустика, публика, дыхание. А внутри проекта – два ансамбля: московский Altro Coro под руководством ректора Гнесинской академии Александра Рыжинского и студенческий хор Белорусской государственной академии музыки под управлением Инессы Бодяко.

Так что же из себя представляют эти масштабные гастроли? «Этот уникальный проект объединяет духовные традиции, лежащие в основе нашей общей российско-белорусской музыкальной культуры. Идея совместного хорового пения – побудить человека проявить лучшие качества своей души, выразить свою любовь к музыке, любовь к своим истокам, обогатиться духовно и ощутить всю полноту жизни», – отмечает ректор Белорусской академии Елена Куракина. Анализируя выбранные хорами произведения, начинаешь замечать не только идею просветления и просвещения. Скорее даже возникает некое исследование – как сквозь время музыка вдохновляла людей разных культур. Никаких «гимнов дружбе народов», никаких деклараций. Скорее попытка услышать друг друга через музыку, а не через слова. Вот русская традиция, которая через все выступления раскрывается сквозь века. А рядом «интонации» современной Беларуси – и церковной, и народной, и академической музыки, причем все звучат вместе, натурально и родственно, несмотря на разницу своих истоков.

Проявлялись отличия не только на самих концертах, ведь в каждой точке были не только выступления, а еще совместные репетиции, обсуждения и мастер-классы. Александр Рыжинский, воспитанный на российской школе, делал акцент на структурности и архитектурном построении голосов. Он педантично выстраивал голоса, стремясь к максимальной интонационной чистоте и логике формы, необходимых для исполнения современной музыки, на которой Altro Coro специализируется. В свою очередь, Инесса Бодяко и доцент кафедры хорового дирижирования БГАМ Семен Климанов работали больше над гибкостью и тембром звука, над мягкостью и своеобразной лиричной поэтичностью. А в первом городе к коллективам вышел еще и ректор Саратовской консерватории Александр Занорин, добавивший в мастер-класс еще одну, локальную школу.

Концерт в Нижегородской консерватории отличился по-своему: так, в этом городе, к удивлению многих участников вечера, прозвучала мировая премьера произведения доцента Белорусской академии Андрея Саврицкого «Под шум и звон однообразный» на стихи Блока. Композитор, по обыкновению, сделал упор на звукоподражание – пока солирующие голоса вились в опеваниях, остальной хор тянул одну ноту, создавая ту самую монотонность. При этом внутри мотивов скрывались смятение и взволнованность, которые только в кульминации позволили себе выплеснуться наружу. Но даже там слова повторяются, а движение ненароком останавливается, раскрывая «ненадежность» и уязвимость рассказчика. Саврицкий вызвал в этом туре яркие эмоции еще один раз, но уже в последнем концерте. Автор вышел к дирижерскому пульту в концертном зале Гнесинки, чтобы исполнить с хором одно из своих произведений – «Девушка пела в церковном хоре». И только в усиленном составе, когда звук, кажется, исходит со всех сторон, произведение прозвучало так, как от него ожидаешь. Словно нет никакого хора на сцене, а все слышимое – лишь у тебя в голове, лишь образ чего-то более чистого и светлого.

Составы же расширялись за счет локальных коллективов, присоединявшихся в последних двух городах. На сцену к основным участникам поднимались Смешанный хор Нижегородской государственной консерватории и Академический хор РАМ имени Гнесиных. C таким масштабом чувствовалась та самая идея проекта. Акцент сместился с пения на слушание. Слушали люди в зале, исполнители, дирижеры, стены и кресла, всё вокруг. Всеобщее погружение, объединяющее людей, – это ли не показатель современности таких проектов? Доказательство того, что хоровое искусство все еще способно объединять, причем не лозунгами, а самим звучанием. И что музыкальная традиция будет жить ровно столько, сколько мы будем готовы быть в ней вместе. Масштабирование проекта неудивительно, как делится ректор Гнесинки Александр Рыжинский: «“Хоровой союз: Россия – Беларусь” – это узнаваемый проект Российской академии музыки имени Гнесиных, поскольку прошла уже вторая серия, и прошла она более масштабно. Если первый “Хоровой союз” включил всего три города – Санкт-Петербург, Москва и Минск, – то этот уже разделился на две основные серии в разных странах. Я надеюсь, что проект продолжит свое существование, хочется верить – на более высоком и масштабном уровне».

Единение на небесах

Цирк приехал События

Цирк приехал

На Бакинском фестивале искусств показали спектакль Даниэле Финци Паски Titizé. A Venetian Dream

По ту сторону черной дыры События

По ту сторону черной дыры

Десятая лаборатория «Открытый космос» сформировала звездную систему

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс События

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс

Легендарный фильм Сергея Эйзенштейна озвучили молодые композиторы

Человек, который смеется и убивает События

Человек, который смеется и убивает

В Нижнем Новгороде прошла премьера «Риголетто»