Первый концерт как в первый раз События

Первый концерт как в первый раз

В нижегородских «Пакгаузах» Первый фортепианный концерт Чайковского прозвучал в первоначальной авторской редакции

Произведение это, бесспорно, является одним из главных хитов русской фортепианной музыки, но сочинение исполняется обычно не совсем так, как задумывал его автор. Виной тому – ученик Чайковского Александр Зилоти, уже после смерти композитора подготовивший и опубликовавший свою редакцию: именно эта версия ныне и представлена в репертуаре большинства пианистов. Оригинальный же манускрипт на протяжении многих десятилетий хранился в одном из европейских архивов, не привлекая к себе широкого внимания профессионалов. В рамках работы над новым Академическим собранием сочинений Чайковского этот документ был скрупулезно изучен и подготовлен к публикации силами Государственного института искусствознания, Дома-музея Чайковского в Клину и двух ведущих отечественных специалистов по творчеству композитора – Полины Вайдман и Ады Айнбиндер. Концерт в Нижнем Новгороде стал премьерой возрожденной оригинальной версии.

Впрочем, главная «изюминка» была отложена до второго отделения, в первом же были представлены два сочинения немецких романтиков – Восьмая симфония Франца Шуберта и Рапсодия для альта, оркестра и мужского хора ор.53 Иоганнеса Брамса. Нижегородский оркестр La Voce Strumentale под управлением Дмитрия Синьковского, представивший всю программу, в очередной раз подтвердил репутацию одного из наиболее ярких и перспективных отечественных коллективов: оркестранты продемонстрировали бескомпромиссное мастерство и полное взаимопонимание с дирижером. Интерпретацию, впрочем, отличал субъективный подход к вопросам стиля, что особенно заметно проявилось в Шуберте: симфония исполнялась с эмоциональной и темповой экзальтацией, свойственной скорее позднеромантическим Малеру или Рихарду Штраусу. В этом аспекте невольно вспоминались трактовки Теодора Курентзиса и musicAeterna: два коллектива кажутся родственными в подчас спорных, но всегда парадоксальных и увлекательных интерпретациях. Редко звучащее хоровое сочинение Брамса было исполнено в более академической манере, яркое мастерство в нем продемонстрировали мужская часть хора Нижегородского оперного театра и меццо-сопрано Наталия Ляскова. Не всегда безупречным казался баланс между вокальными и оркестровыми партиями, но причиной тому отчасти была прихотливая акустика «Пакгаузов» – превосходная для камерных вечеров и не столь комфортная для оркестра.

Во втором отделении за фортепиано солировала Зарина Шиманская. Уникальность и даже сенсационность события накладывали на музыкантов особую ответственность, и этим вполне объясняется как сдержанность эмоционального тонуса исполнения, так и заметное сценическое волнение солистки. В оригинальной версии Первого концерта Чайковского роль виртуозного начала существенно меньше: ключевые «зубодробительные» для пианиста фрагменты написаны проще с технической точки зрения. Подобные детали отчасти меняют саму концепцию сочинения, оно воспринимается более лирическим и повествовательным, нежели виртуозным, и Зарина Шиманская с очевидностью находится еще в процессе осмысления «нового-старого» концерта. Такая же смена парадигмы восприятия необходима и публике. Нынешняя премьера стала, без сомнения, одним из важнейших музыкальных событий сезона, но гениальное сочинение Чайковского по-настоящему засияет в первозданном виде лишь тогда, когда будет представлено в репертуаре не одного, а многих пианистов.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»