Один из самых известных оркестров России теперь имеет персональный абонемент в концертных сезонах Московской филармонии. И это справедливо: Госоркестр Татарстана – один из тех коллективов, которым «есть что сказать».
Абонементный цикл представлен западной музыкой XIX-XX века. В феврале мы услышим в интерпретациях Александра Сладковского Девятую симфонию Антона Брукнера и «Дон Кихота» Рихарда Штрауса, где солирующую партию виолончели исполнит знаменитый музыкант, победитель конкурса Чайковского Марио Брунелло. В анонсе третьего вечера абонемента заявлены «Фантастическая» Берлиоза, а также «Море» Дебюсси и Концерт № 5 Сен-Санса (солист – Жан-Ив Тибоде).
Для первого концерта музыканты выбрали два сочинения: абсолютно разные, самодостаточные. Второй скрипичный концерт Бартока, вопреки настоящей легендарности цикла «Песнь о земле», ничуть Малеру не уступает. В этом убедило прочтение солиста, известного французского скрипача Рено Капюсона: ему удалось показать то, что так хорошо скрывается за неповторимым музыкальным языком Бартока, основанным на венгерском фольклоре и ритме. Получилась «экспрессионистская» партитура: полная эмоций “на грани”, бесконечных мыслей, сиюминутных порывов. Высокий уровень технического мастерства Капюсона невольно напоминал эталонные записи Концерта Бартока в исполнении Стерна, Менухина.
В одном из интервью Александр Сладковский говорил, что «сочинение Малера не просто сложное, а ультрасложное». Маэстро абсолютно прав, но сложность сочинения еще и в том, чтобы сделать его в высшей степени «просто». Программа «Песни о Земле» известна, в ней говорится о том, что коснется каждого человека, и в этом смысле в музыке нет ничего недоступного.
Вокальные партии исполнили тенор Сергей Радченко и баритон Борис Пинхасович. Для тенора партия оказалась, и правда, ультрасложной, технически он с ней не справился. Хорошо, что линия тенора и баритона сосуществуют здесь все же отдельно, и основная «опора» в цикле – баритон (или меццо-сопрано, в партитуре допускаются оба варианта).
«Усталая», по определению самого Малера, вторая часть «Одинокий осенью» и четвертая часть о «Красоте», сложнейшая драматургическая линия финального «Прощание» – всё это у баритона, а не у тенора. И Борис Пинхасович с большим мастерством, подкрепленным знанием стилистики немецкой lied, смог воплотить ту самую идею: спеть просто, ясно и выразительно, приковывая своей энергетикой слушательское внимание.
Финальный номер, где каждый исполнитель должен найти свои собственные краски, стал сугубо личным, пронзительным высказыванием певца. Часто эту музыку поют холодноватым звуком, быть может, вслед за почти мистической мелодией флейты, но Борис Пинхасович дал ощущение пусть трагического, но тепла. Однозначного, участие такого артиста в «Песне о земле» дорогого стоит.
Возможности солистов блестяще подчеркнул ГСО Республики Татарстан под руководством Александра Сладковского. Роль оркестра трудно преувеличить: ведь до сих пор идут споры, считать ли «Песнь о земле» циклом, кантатой или полноценной симфонией? Так или иначе, партитура в этот вечер прослушивалась детально: с акцентированными контрастами разных групп, с продуманными и выразительными соло, с выверенными темпами.
Радостно, что большой труд музыкантов, их интересные поиски и удачно воплощенные идеи слушатели приняли с воодушевлением и стоячей овацией. Нельзя сказать, что после таких произведений были уместны бисы (Рено Капюсон сыграл «Мелодию» из «Орфея» Глюка, а после Малера прозвучал «Грустный вальс» Сибелиуса). Но чего не сделаешь ради такой публики?