Двадцать третий Бетховенский Пасхальный фестиваль в Варшаве, тема которого – «Бетховен и романтическая песня», открылся сольным концертом одного из лучших камерных певцов современности – Кристиана Герхаера, а завершился «Военным реквиемом» Бриттена с участием Екатерины Щербаченко, Стива Дэвислима и Михаэля Купфер-Радецки.
День рождения автора «Аппассионаты» и «Фиделио», как известно, в декабре, но фестиваль Бетховена в Варшаве, устраиваемый за две недели до Пасхи, каждый раз оставляет впечатление присутствия на композиторских именинах. Только в отсутствие именинника гостей собирает Эльжбета Пендерецкая. О Бетховене здесь можно говорить беспрерывно, к чему располагает международный симпозиум с участием искусствоведов из разных стран. Широкая публика получает из года в год и многостраничный бесплатный журнал «Beethoven magazine» на польском языке, очень плотный и широкий по содержанию. В свежем, 26-м выпуске можно было узнать не только о том, что «История песни – история человека», но и о 200-летии Станислава Монюшко, о возвращении знаменитейшей «Дамы с горностаем» Леонардо да Винчи в Краков, в Музей князей Чарторыйских, о том, что песни Мусоргского открывают композитора с наименее известной стороны. Однако главным импульсом к размышлениям на самые разнонаправленные темы в период ожидания Пасхи становится наследие Бетховена. И доминирует в этих размышлениях мотив исполнительства.
Каждый концерт фестиваля составляется с участием разных музыкантов – солистов и оркестров в их ярком международном изводе. Смотрим афишу концерта открытия, в программе которого – увертюра «Кориолан» и Тройной концерт до мажор Бетховена, увертюра к «Бенвенуто Челлини» и «Летние ночи» Берлиоза. Среди участников – французская меццо-сопрано Стефани д’Устрак, испанский виолончелист Пабло Феррандес, польский пианист Шимон Неринг, немецкий дирижер Лотар Цагрозек, китайский скрипач Ю-Чен Ценг и оркестр Sinfonia Varsovia.
Каждый год фестиваль дарует варшавской публике редкую, а то и вовсе неизвестную оперу. В этот раз была представлена очищенная от архивной пыли «Пария» Монюшко. Дирижером открываемых опер вот уже несколько лет подряд является Лукаш Борович. Но что совсем прекрасно – все эти оперы записываются и выпускаются на лейбле DUX. Своей очереди ждет и «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова.
Бетховенский Пасхальный в Варшаве, бесспорно, любит европейских звезд, которыми азартно усыпает программы. В этом году главными героями, наряду с традиционными оркестрами со всего света, включая Хельсинкский филармонический под управлением Сусанны Мялкки, стали, конечно же, певцы. После концерта великого Кристиана Герхаера с его выдающейся интерпретацией «Зимнего пути» Шуберта в сопровождении Герольда Хубера, вынесенного за рамки основной программы как событие исключительного значения, эстафету приняла Стефани д’Устрак с «Летними ночами» Берлиоза, а затем бас Николай Диденко с «Песнями и плясками смерти» Мусоргского в оркестровой версии Шостаковича. Сопрано Ага Миколай и баритон Рэймонд Айерс в сопровождении Национального симфонического оркестра Польского радио в Катовице под управлением Александра Либрайха исполнили большой корпус песен Берга, Малера и Цемлинского. Выдающееся польское меццо-сопрано Малгожата Валевска представила напоенные сладким ядом Сецессиона песни Мечислава Карловича. Главное же бетховенское вокальное завещание – «К далекой возлюбленной» и «Любовь поэта» Шумана эталонно исполнили в Камерном зале Варшавской филармонии солист Венской оперы тенор Бенджамин Брунс и пианистка Карола Тайль.