Песни памяти

Песни памяти

События

Гости #Нелектория «Петя и волки» рассуждали о (не)современном фольклоре

Уютным вечером в Музее Прокофьева вновь прошла очередная встреча композитора и поэта. #Нелекторий, авторский проект Петра Поспелова и Союза композиторов России, может похвастаться особой атмосферой своих музыкально-поэтических, камерных посиделок: каждая из них – неповторима, притягивает к себе самых разных слушателей (теперь и интернет-пользователей, которые смогли посмотреть прямую трансляцию встречи на портале Культура.рф). В этот раз в гости к Пете заглянули поэтесса Мария Степанова и композитор из северной столицы Леонид Десятников. Оба «волка» знают друг о друге не понаслышке, сотрудничают и дружат уже много лет. А недавно Степанова написала развернутое эссе (скорее, мета-эссе) к «Буковинским песням» (24 прелюдиям для фортепиано) Десятникова – свежему релизу фирмы «Мелодия», вышедшему и на диске, и на виниле.

Представляя героев встречи, Петр Поспелов упомянул о феномене памяти – звене истории, которое может быть утрачено, а может храниться в сознании не одного поколения людей. Об этом выстраивании диалога с прошлым говорит книга «Памяти памяти» Степановой, это слышится и в «Буковинских песнях». «Что же это за Буковина такая?» – спросит какой-нибудь современный москвич, и не будет осмеянным. Однако, настоящий украинец ответит, что Буковина – самая маленькая из пяти исторических областей Западной Украины, занимающая самую маленькую в стране Черновицкую область. Леониду Десятникову это известно с младых ногтей, поскольку он родился и вырос в Харькове (а не в Петербурге, как можно подумать).

В своей неподражаемой шутливо-ироничной манере Десятников начал рассказывать об истории создания цикла – и это было, без преувеличения, блестяще. Специально для #Нелектория Десятников собрал в единое целое свои письменные размышления над «Буковинскими песнями». Из сухого повествования композитор сделал артистический монолог в духе Михаила Жванецкого, зачитывая свои комментарии, больше похожие на дневниковые записи. Так, публика узнала, что песни писались «как Бог на душу положит» для «обожаемого Лешечки Гориболя»; что мыслительная работа над ними велась даже в пермской «Пельменной №2»; что композитор искал вдохновения в современном украинском фольклоре, а там «все по́шло и списывать нечего».

Шутки-шутками, но даже по этим и другим подобным фразам можно было понять, насколько глубоко и кропотливо Десятников подошел к созданию цикла. Возможно, здесь будет уместно сравнение с русскими композиторами-исследователями народных песен, которые даже обычную гармонизацию инварианта рассматривали как небанальный творческий процесс. Для того, чтобы не быть голословным, Леонид Аркадьевич сел за рояль и сыграл одну из прелюдий: как оказалось, в ней он органично соединил фа-диез-мажорный романс Шумана и украинскую «Зелену вербу». И такое сочетание современного и архаичного – в каждой «Буковинской песне», оригинальной и неповторимой, как сама народная мысль. Словом, возвращение в лоно фольклора, как очень точно подметил Петр Поспелов в связи с этим циклом, прошло у Десятникова более чем успешно. А еще одно возвращение – теперь уже историческое – случится в будущем году, когда сочинение привезут в Черновцы.

Подхватив фольклорную эстафету, поэтесса Мария Степанова стала рассуждать на тему «как понять, когда текст переходит в бытовое устное высказывание – и наоборот». Выяснилось, что это довольно трудно: «Все тексты уже написаны». В качестве презентации своего переосмысления народного поэтесса познакомила с фрагментами из сборника песен «Киреевский». Книга-посвящение знаменитому собирателю фольклора Петру Киреевскому имеет отсылки к «сиротским» жалобам, и к застольным песням, и конкретно к известной песне «По диким степям Забайкалья» – при этом остается актуальной, злободневной по сей день. Как и Десятников, Степанова самолично озвучила собственные стихотворения – причем ее манера чтения бесстрастным, как бы отстраненным голосом была своего рода музыкой, которая завораживала и убаюкивала публику. Возможно, поэтому вопросов из зала почти не последовало (не хотелось разрушить атмосферу?). Впрочем, «по сценарию» Петр Поспелов спросил у гостей про их знакомство друг с другом, про сотрудничество на портале OpenSpace.ru (ныне – Colta.ru) и в самом конце разыграл диски от фирмы «Мелодия».

По традиции #Нелекторий завершился музыкальным выступлением, но в этот раз случился самый настоящий получасовой концерт. Пианист, первый исполнитель «Буковинских песен» Алексей Гориболь и солист Молодежной оперной программы Большого театра Тарас Присяжнюк представили вокальный цикл «Любовь и жизнь поэта» Десятникова, – а не Шумана, как на это «обманчиво» указывает название. Шутливые и лирические миниатюры на стихи Хармса и Олейникова, соединившие в себе, кажется, миллион аллюзий на европейскую вокальную музыку, балансировали на границе реального и выдуманного, гротеска и серьезного. И слушая это, не знаешь, что делать – плакать или смеяться.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»