Петербургская филармония посвятит концерт годовщине блокады

03.09.2025
Петербургская филармония посвятит концерт годовщине блокады

8 сентября, в 84-ю годовщину начала блокады Ленинграда, в Санкт-Петербургской филармонии прозвучит музыка, созданная в осажденном городе. В фойе Большого зала пианист Николай Мажара исполнит программу «Ленинградский блокнот», объединившую сочинения Валериана Богданова-Березовского, Юлия Кремлёва, Бориса Гольца, Ореста Евлахова, Юрия Кочурова и Александра Каменского – выпускников Ленинградской консерватории, не покинувших город в блокаду, работавших в нем, испытавших на себе все ужасы войны.

«Для нас принципиально важно, что вновь будет звучать музыка композиторов-ленинградцев, многие из которых не дожили до Победы. Этот концерт – дань памяти», – отмечает доктор исторических наук Юлия Кантор. Ее комментарии станут важной частью программы.

Композитор Валериан Богданов-Березовский был одним из ведущих музыкальных критиков Ленинграда. Он автор более 250 книг и статей о русской и советской музыке, оперном и балетном театре. Николай Мажара исполнит три пьесы из его цикла «Русские пейзажи» – «Волжская даль», «Степные просторы» и «Туманы над рекой».

Также в программе – сочинения Юлия Кремлёва, композитора и пианиста, чьи выступления по радио в годы войны поддерживали жителей блокадного города. «В этих пьесах чувствуется особая опоэтизированная атмосфера: легкость первых вальсов постепенно сменяется мрачными и затаенными интонациями», – говорит Николай Мажара о цикле «Вальсы зимних сумерек».

Фрагментарно прозвучит на концерте цикл «24 прелюдии» Бориса Гольца. «Это сочинение было создано еще до войны, но фигура Гольца для нас принципиально важна, – подчеркивает Мажара. – Его творчество высоко ценили современники, среди них Дмитрий Шостакович. В годы блокады Гольц писал главным образом массовые песни, призванные поддерживать боевой дух жителей, к фортепианной музыке уже не возвращался. Он погиб во время голодной зимы».

Центральное место в программе занимает цикл «Ленинградский блокнот» Ореста Евлахова, состоящий из четырех частей: «Город», «Весна», «Рассказ», «Марш».

Будет исполнено также Интермеццо Юрия Кочурова, посвященное пианисту Александру Каменскому, давшему более 500 концертов в блокадном Ленинграде – не только в залах филармонии, но и на заводах, в госпиталях.

Завершит же программу Сюита-фантазия Александра Каменского на темы из оперы Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». «Эта музыка насыщена яркими образами – зловещими фигурами врагов и светлым финалом с колокольным звоном, – поясняет Николай Мажара. – В ней и ужас от нападения, и вера в неизбежную победу».

Александр Каменский на концерте 29 ноября 1947 года, дирижер – Е. Мравинский. Большой зал Ленинградской филармонии. Фото из Музыкальной библиотеки филармонии