«Петр Первый»: новая «Жизнь за царя»?! События

«Петр Первый»: новая «Жизнь за царя»?!

Саратовский театр выступил в «Геликон-опере» со спектаклем А. Петрова «Петр Первый»

Оркестровая музыка Андрея Петрова заслуживает столь же всеобщего признания, как и его киномузыка. В его наследии – балеты, оперы, симфонические поэмы, фортепианные миниатюры. И наиболее масштабным его сочинением, безусловно, является эпическая опера «Петр Первый», затрагивающая допетербургский период деятельности прославленного реформатора.

Сценических обращений к личности Петра I в истории было немало, в основном за рубежом (более всего известна опера Гаэтано Доницетти «Петр I, или Невероятные приключения русского царя»). У Андрея Петрова история приобретает эпический характер, становясь своего рода продолжением «Жизни за царя» Глинки, одой монархии. Не довольствуясь единомоментным взглядом на личность императора, композитор рисует своего рода хронику его жизни в ранний период: заговор царевны Софьи со стрельцами, подавления стрелецкого бунта и восшествие Петра на трон, его путешествие в Голландию и шведские войны, заканчивая закладыванием камня будущего Санкт-Петербурга.

С момента своей премьеры в 1975 году опера пережила ряд постановок, включая недавнюю в Уральском театре оперы и балета. А в 2022 году, в преддверии 350-летнего юбилея со дня рождения императора, Саратовский театр представил свою версию «Петра Первого», которая затем была показана на Девятом фестивале музыкальных театров «Видеть музыку» при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив.

О музыке Андрея Петрова можно много говорить. Композитор известен как превосходный мелодист, чью музыку из кинофильмов каждый может напеть. И в «Петре Первом» достаточно арий и хоров, стилизованных под русскую лирику XIX века (например, Чайковского) – ими охарактеризована Марта/Екатерина. В других фрагментах, показывающих недовольство народа и всеобщую смуту, в партитуре царит полный «хаос». Объективно слушать их не очень приятно, хотя, наверное, на то и расчет, чтобы передать диссонантность положения Петра в поворотный период русской истории. Есть и прямые аллюзии на «Бориса Годунова»: куплеты княгини Ржевской на «Всешутейском соборе» вдохновлены застольной песней Варлаама. Формат небольших сцен, названных «фресками» (вероятно, по аналогии с фресками Андрея Рублева), позволяет выгодно сыграть на контрастах стилистики. Музыка в целом развивается динамично, а фрески органично перетекают одна в другую без перерыва.

А вот либретто, составленное советскими балетмейстерами Наталией Касаткиной и Владимиром Василёвым при активном участии самого Петрова, не самая сильная сторона этой оперы. Несмотря на использование подлинных исторических документов и музыки той эпохи (церковные канты, танцы и марши), само построение сцен и в особенности литературный текст либретто не увлекают воображение. Кажется, что мы заглядываем в оживший учебник истории, где приведены лишь даты и события, а человечности в героях повествования нет. Получилось «монументальное» собрание фресок (так названы картины оперы), в котором люди – не более чем пешки на шахматной доске.

Сцена из оперы. Софья − Марина Демидова

В сценографии Павла Сорокина видна качественная работа с массовкой и в целом продуманная логистика поведения персонажей. Все классические приемы режиссуры, призванные оживить статичные сцены, можно здесь увидеть. Некоторые символы напрашиваются сами собой, как мальчик-Петр с корабликом в руках, олицетворяющий сбывшуюся мечту императора (это мостик к другим постановкам). Эффектно смотрелась казнь стрельцов в седьмой фреске, когда они молча отдавали пленной царевне Софье свои мундиры. Не обошлось и без забавных мест: во время батальной сцены приходилось передвигать с места на место блоки скульптуры императора и на радость эпилептикам устраивать светопреставление со вспышками, так как по действию ничего не происходит. Но это мелочи, а в целом оформление декораций (Сергей Новиков) и в особенности атмосферно-приглушенное освещение (Екатерина Чернощекова) полностью отвечает выбранной Сорокиным концепции суровой драмы.

Сцена из оперы. Макарий – Виктор Григорьев

Где не договаривает сцена, доигрывает оркестр. Главный дирижер и художественный руководитель Саратовского театра Юрий Кочнев, которому в этом году исполнилось 82 (!), осуществил качественное исполнение без видимых недостатков и придал оркестру необходимую энергичность. К сожалению, нельзя сказать то же самое о певцах-солистах, поскольку многих из них было невозможно понять из-за недостаточно четкой артикуляции и неправильной оценки акустики, что часто случается на гастролях. К исполнителю заглавной роли Петра Дмитрию Соловьеву это не относится: он был хорош как в лирических, так и в героических эпизодах, где его ария в четвертой фреске про необходимость перемен вызвала всеобщие аплодисменты. Также очень запоминающееся и нюансированное исполнение показала Марина Демидова в роли Софьи – ее монологи в первой и седьмой фресках были сыграны с надлежащей экспрессией.

Сцена из оперы. Меньшиков – Илья Говзич, Петр – Дмитрий Соловьев, Ржевская – Екатерина Власова

«Петр Первый» Андрея Петрова создан от искреннего признания и уважения к одному из наиболее важных людей в истории России. Одиозную и противоречивую личность императора сложно отобразить в любом формате, поэтому эта опера и ее постановка – попытка поднять непосильную ношу, и попытка в целом успешная. А любителям петровской темы на этом же фестивале предстоит услышать «Арапа Петра Великого» Владимира Баскина.

Сцена из оперы. Лефорт – Александр Гонца, Петр – Дмитрий Соловьев
Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»