Певец с ямочкой на носу, или Неизвестный Эдуард Хиль Внеклассное чтение

Певец с ямочкой на носу, или Неизвестный Эдуард Хиль

Ямочка на лице, как мне кажется, придает ее обладателю особую пикантность, усиливает обаяние. Ямочки бывают разные: порой они красуются на щеках, порой – на подбородке. У Эдуарда Хиля ямочка была на носу. Она была неотъемлемой частью его лучезарной улыбки, светившейся с афиш концертных залов и экранов телевизоров. Улыбка певца была знакома каждому, она дарила хорошее настроение.

Когда я учился в консерватории, там еще помнили времена, когда Хиль занимался «серьезным» делом: он пел главные роли в спектаклях оперной студии, классические романсы. Но судьбой ему было уготовано подняться на Олимп эстрадного искусства, где он триумфировал долгие годы.

В начале 1980-х годов я вернулся домой в Ленинград из затянувшейся на три года преподавательской командировки в ГДР. На сольные, «классические» концерты в филармонических залах тогда было не прожить, и я вновь погрузился в мир «сборных» концертов, где приходилось аккомпанировать и балету, и жонглерам, и фокусникам.

Перед одним из таких концертов мне неожиданно позвонил Эдуард Хиль и, представившись, попросил встретиться с ним, чтобы порепетировать – чудо из чудес в ленконцертовском мире артистов-охотников за «палками» (так отмечался в месячной ведомости каждый отработанный концерт).

«Приходите ко мне, я живу в центре, на улице Рубинштейна», – сказал он. Так я попал к Эдуарду Анатольевичу и на несколько лет «задержался» возле него.

Вначале мы прошли несколько романсов Глинки, Даргомыжского и Чайковского, запланированные для концерта. Затем, войдя во вкус, певец начал ставить на пульт рояля все новые и новые романсы. Не хочу хулить все огульно, но после пустозвония эстрадных песен Хиль с радостью возвратился в мир русского классического романса, куда он попадал, видимо, не так уж и часто. Подлинные чувства, драматизм, обаяние классических мелодий, тексты лучших русских поэтов несказанно радовали его. Они были для него землей родной, откуда он отправился в странствования по эстрадным подмосткам. Все его ноты в строгом порядке стояли в папках в шкафу, были пронумерованы. Штемпель указывал имя обладателя, был подписан и год написания произведения. Я «позавидовал» редкому изданию «Попутной песни» Глинки для низкого голоса (тогда мы переписывали ноты от руки, заказывали за большие деньги «транспорт» отдельных песен, а о ксероксах даже и не мечтали!). Эдуард Анатольевич подошел к шкафу и вынул второй экземпляр. «Дарю!» – сказал он. До сих пор эти ноты, заигранные до дыр, хранятся в моей библиотеке. Это была долгая счастливая репетиция, плавно перешедшая в гостеприимное чаепитие.

Памятный подарок

Концерт прошел очень хорошо, и когда через несколько дней Эдуард Анатольевич снова позвонил мне и сказал: «Приходите в гости, надо поговорить!» – я не удивился.

«Семен Борисович (Хиль был одним из немногих, которые величали меня, чуть перешагнувшего тридцатилетний рубеж, по имени и отчеству и на Вы), я хотел бы с Вами спеть “Прекрасную мельничиху” Шуберта. Я уже договорился – мы запишем цикл на телевидении». «По-немецки?» – удивился я. – «Нет, по-русски».

Если быть честным, это предложение было для меня не только приятным, но и неожиданным. На концерте мы с Эдуардом Анатольевичем исполняли русский репертуар, ментально близкий, знакомый, понятный для каждого певца, рожденного и выросшего в России. Немецкая песня, das Lied, – это нечто другое, во многом разнящееся с русским романсом. Отличие лежит уже в самой установке, «настройке» русского певца, для которого красота звуковедения, legato находятся во главе угла. Для немецкого вокалиста кантилена, тембральная красота не стоят на первом плане. Они своего рода вспомогательные средства в реализации главного: поэтического текста, содержания.

Sprache, Wort und Konsonanten (язык, слово, согласные звуки) – три кита, на которых покоится мир немецкой песни. Но тут-то мне и виделись заманчивые перспективы работы с Хилем над «Прекрасной мельничихой». Певец с его солидной классической вокальной подготовкой, став звездой эстрадной песни, приобрел даруемую ею свободу обращения со словом. Так что все предпосылки для хорошего результата и удовольствия в работе на пути к нему были налицо!

Одним словом, я с радостью согласился, но при этом ультимативно потребовал, что каждый раз, еще до моего появления в квартире, его собака, огромный черный ризеншнауцер, будет запираться в другой комнате на ключ (!). Пес сполна отвечал названию его породы (по-немецки оно означает «огромная морда»). Я не буду более описывать его внешность, а отошлю читателя к «Собаке Баскервилей» Конан Дойля. В русском церковном хоре в басовой группе есть певцы с особым голосом – «октависты». Они поют свою партию на октаву ниже коллег, и их звучание производит потрясающее неповторимое впечатление. Так вот, рык пса Хиля был минимум на октаву ниже, чем у «нормальных» собак. Нажав кнопку звонка перед дверью квартиры на Рубинштейна и услышав этот лай, я всегда задавал себе вопрос: а так уж я люблю Шуберта?! Все объяснения, что пес нервный и даже полысел от этого, меня не успокаивали. Услышав мою просьбу и доводы, Хиль улыбнулся своей неотразимой улыбкой, согласился, и работа над циклом началась.

Занимались мы в основном решением стилистических проблем, корректировкой и поиском красок – еще до нашей первой встречи певец выучил цикл «назубок»! Убирались (по возможности!) все «эстрадные» (да и вообще русские) «подъезды», рortamento. Выстраивалась динамика отдельных песен (в куплетной форме это одна из первоочередных задач) и архитектура цикла в целом. Я позволил себе изменить несколько неточностей в переводе. Одним словом, работали «в охотку» и очень продуктивно. В результате моих частых появлений в доме на Рубинштейна цикл Шуберта «выстроился», а пес-октавист еще больше полысел и слегка охрип.

Как правило, я сам занимаюсь «продажей» содеянных программ. В этот раз судьба побаловала меня: имея в партнерах подлинно народного артиста можно было позволить себе расслабиться. Перефразирую припев популярной тогда в исполнении Хиля эстрадной песни: «Как хорошо быть с генералом!»

Для премьеры Эдуард Анатольевич выбрал концертный зал Юсуповского дворца, а вскоре мы записали цикл и на ленинградском телевидении.

Надо сказать, что с телевидением и у меня самого сложились добрые отношения: я часто появлялся на экране не только в роли исполнителя, но и модерируя передачи. В традициях кавказского застолья, «алаверды», я организовал для нас с Хилем на телевидении запись второго шедевра Шуберта, «Зимнего пути». Я прекрасно осознавал всю опасность «плюхнуться на нос» с циклом длиной в 24 песни. Поэтому я предложил редакции вспомогательное зрительное решение.

Читателю наверняка знаком знаменитый рисунок Швинда, где художник «инсценировал» шубертовский музыкальный салон. Сам композитор сидит у рояля, возле него «возвышается» двухметровый Иоганн Михаэль Фогль – певец, первый исполнитель большинства шубертовских песен. Оба они окружены многочисленными друзьями (говорят, так много слушателей никогда не собиралось: Шуберт любил маленькие компании).

Мориц фон Швинд. Шубертовский салон

По моей просьбе для ТВ-передачи была сделана огромная фотография рисунка, и перед каждым номером цикла во мраке затемненной студии тонкий луч пальчикового прожектора высвечивал на фото одно из лиц гостей салона. Драматический артист-чтец произносил несколько фраз, сказанных этим персонажем о смертельно больном Шуберте, и вслед за текстом звучала очередная песня. По ходу передачи драматизм непрерывно нарастал. Перед последней песней луч останавливался на лике Шуберта, и трагической кульминацией звучали последние слова, произнесенные им на смертном одре: «Похороните меня рядом с Бетховеном!»

Проект был одобрен, и мы с Эдуардом Анатольевичем принялись за «Зимний путь». Воодушевленный успехом «Прекрасной мельничихи», предвкушая необычность предстоящего «Зимнего пути», Хиль на свои средства пошил концертный сюртук по моде шубертовского времени. Как и с первым циклом, премьеру мы сыграли в Юсуповском дворце. Атмосфера была удивительная! В потемках зала (мы сознательно притушили свет) публика с напряжением сопереживала перипетиям судьбы героя цикла. Эдуард Анатольевич вдохновенно исполнил это шубертовское прощание с жизнью, и после заключительного «Шарманщика» слушатели еще какое-то время сидели молча. А затем разразился шквал аплодисментов. Премьера удалась на славу! Так же воодушевленно работала с нами и бригада телевизионщиков (радость в работе не скрыть!). Мы подарили ленинградцам два телевизионных вечера, каждый по часу.

Общий резонанс от содеянного был чрезвычайно позитивный. Но неожиданно для меня голос подали и певцы-«пуристы»: «Как ты мог позволить себе аккомпанировать Шуберта Хилю?!» Не вдаваясь в дискуссии, как правило, на этот вопрос я отвечал вопросом: «А в твоем репертуаре есть 44 песни Шуберта? Я с удовольствием выступлю и с тобой!» Блюстители дозволенности начинали заикаться и замолкали. Ответить-то им было нечего!

Эдуард Анатольевич подарил мне возможность исполнить в Ленинграде два моих любимых цикла, и я до сих пор благодарен ему за это. В последующие годы мне лишь единожды довелось сыграть в городе на Неве «Зимний путь». Моим партнером был тогда наинтеллигентнейший Сергей Яковенко. Этот концерт в Малом зале Филармонии запомнился мне и замечательной демонстрацией отечественного хамства. Как известно, следуя закону об охране авторских прав, нужно испросить согласие на запись у исполнителей, которое фиксируется в письменном договоре. Когда перед концертом мы вышли с Яковенко порепетировать на сцену, я с удивлением увидел, что какие-то люди, совершенно не обращая на нас внимания, ставят микрофоны. «Сережа, Вы дали согласие на запись?» – спросил я. «Нет», – спокойно ответил привыкший к хамству певец (возраст и опыт говорили за себя!). Прозвенел третий звонок, и когда мы вышли к переполненному залу (Шуберт исполнялся нечасто), первое, что я сделал, это отставил в угол сцены микрофон певца и мой, фортепианный. Как сейчас помню дикие вопли в антракте позеленевшего от злобы звукорежиссера!

Прошло несколько лет, и я снова получил приглашение преподавать в Германии. Перед отъездом я позвонил Хилю проститься, и мы договорились не терять друг друга из вида. В Берлин из Питера изредка доходили слухи, что у него не все складывается гладко (не возьмусь пересказывать кривотолки и пересуды), а летом 2012 года, десять лет назад, я узнал, что Эдуарда Анатольевича не стало.

Я пребывал в полной уверенности, что наши «шубертовские деяния» с Хилем навсегда ушли в небытие. Но неожиданно один из молодых певцов, участников моего мастер-класса в Москве, рассказал, что он слушал наш «Зимний путь», и ему очень понравилось. Вернувшись в гостиницу, я сразу задал в YouTube запрос «Хиль. Скигин. Зимний путь» – и (о чудо!), заботливо выставленная кем-то и чуть наивно оформленная, наша шубертиада зазвучала, словно и не пролетели долгие десятилетия, как в сказке, живая и невредимая!

Мне посчастливилось за свою долгую творческую жизнь записать более пятидесяти дисков. Если быть честным, я их никогда не слушаю, но в этот раз я прослушал оба цикла с начала и до конца. Хорошо ли они удались – решать каждому, кто заинтересуется нашей работой, но мое отношение к ней я могу сформулировать однозначно: мне не стыдно за содеянное!

В такие минуты больше всего хочется снять трубку и, услышав знакомый голос, сказать: «Эдуард Анатольевич, а не так уж и плох был наш Шуберт! Я горжусь тем, что стал Вашим партнером. Я Вас помню и люблю!»

На нашем первом, «русском», концерте Хиль незабываемо просто и сердечно спел «Жаворонка» Глинки: «Кто-то вспомнит про меня и вздохнет украдкой». Сегодня я понимаю, что он пел про себя! Большим художникам дано оставаться, не уходить. Не ушел для меня и Эдуард Анатольевич – артист огромного дарования и работоспособности, верный своим музыкальным пристрастиям, и просто обаятельный человек. Певец с ямочкой на носу.

Групповой портрет в рамке воспоминаний Внеклассное чтение

Групповой портрет в рамке воспоминаний

О преподавателях кафедры фортепиано Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

Сколько было зайцев? Внеклассное чтение

Сколько было зайцев?

«Князь Игорь» Бородина как медицинская концепция

Жизнь артиста Внеклассное чтение

Жизнь артиста

Посвящение вагнеровским тенорам (окончание) Внеклассное чтение

Посвящение вагнеровским тенорам (окончание)