Певица, объединяющая поколения События

Певица, объединяющая поколения

В Центральном доме актера имени А. А. Яблочкиной Маквала Касрашвили встретилась с многочисленными почитателями

«Москву накрыл ледяной дождь», – примерно так пугал нас гидрометцентр в день, когда народная артистка СССР, легенда Большого театра Маквала Касрашвили готовилась встретиться с людьми, которые боготворят ее голос и феноменальный талант. Испугала ли кого-то природная аномалия? Разумеется, нет. Вечер прошел не просто при полном аншлаге, дополнительные стулья пришлось собирать со всего Центрального дома актера!

Ноябрьский творческий вечер продолжил вернисаж торжеств к 80-летнему юбилею примадонны. Ранее в честь нее в «Зарядье» звучала «Тоска» Пуччини с Хиблой Герзмава в главной партии (подарок от Фонда Елены Образцовой), родной для нее Большой театр устроил праздничный гала-концерт и представил выставочную экспозицию, зрители телеканала «Культура» смотрели с ее участием новый выпуск «Нескучной классики» Сати Спиваковой. Полный список не перечислить – Маквалу Филимоновну до сих пор поздравляет и чествует весь оперный мир.

Заветный «пригласительный» на эксклюзивную встречу с легендой многие пытались добыть всеми правдами и неправдами. Маквала Касрашвили – певица, объединяющая поколения. Одно рукопожатие с ней, и мы уже становимся чуточку причастными к великой истории расцвета вокального искусства. Творческое общение с такими людьми позволяет новым поколениям не терять ориентиры – отличать хорошее пение от плохого, понимать, каким должен быть настоящий музыкант, не забывать разницу между масштабом личности и сиюминутной карьерой. К счастью, Маквала Филимоновна много преподает: в Центре Вишневской, в Московской консерватории и Молодежной программе Большого театра. Признается, что перегружена больше нормы, но жалеть себя не планирует: она очень нужна своим ученикам. Не хочется никого обидеть, но невозможно не ввернуть «остренький» пассаж о том, что Маквала Касрашвили – одна из немногих среди своего поколения, кто добивается потрясающих педагогических результатов. Среди ее учеников: Елена Стихина, Мария Буйносова, Наталья Зимина, Екатерина Петрова, Дарья Давыдова, Анастасия Сорокина, Альбина Латипова.

Героиня вечера, отвечая в жанре доверительной беседы на чуткие и точные вопросы Катерины Новиковой, рассказывала о годах своей учебы в классе выдающейся певицы первой половины XX века Веры Давыдовой, о золотом веке Большого театра и дружбе длиною в жизнь с Галиной Вишневской, Еленой Образцовой и Тамарой Синявской. Посчастливилось вспомнить режиссера Бориса Покровского и узнать подробности его репетиционного процесса. Конечно, Маквала Филимоновна говорила и о своих многочисленных зарубежных контрактах, когда она пела на лучших мировых сценах с  Руджеро Раймонди, Долорой Заджик, Томасом Алленом и другими прославленными артистами и дирижерами.

Алла Демидова, Катерина Новикова и Маквала Касрашвили

В зале, кроме поклонников, присутствовали коллеги и друзья певицы: Алла Демидова, Юрий Веденеев, Светлана Варгузова, Ольга Ростропович, Любовь Орфенова и другие. По ощущениям, никто из них заранее не планировал выступать с рассказами о героине, но импровизации складывались сами собой и горячо воспринимались публикой. Так, Алла Сергеевна Демидова, например, вспоминала о том, что познакомилась со своей ближайшей подругой на фестивале в Греции, когда они обе участвовали в музыкально-драматическом спектакле. Спустя много лет Алла Сергеевна консультировала Маквалу Филимоновну в вопросах актерского наполнения оперных партий – например, репетировала с ней монолог Федры из оперы «Адриана Лекуврер» Чилеа. Кстати, близко дружат две великие артистки много лет, но до сих пор называют друг друга на «вы» – и это особый, тончайший штрих к их портретам.

Об умении Маквалы Филимоновны дружить и ценить дружбу говорили в этот вечер все. О том, что она неспособна на предательство, не понаслышке знает Ольга Ростропович – ее родители Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, будучи в зарубежном изгнании, не теряли со своей Маквалочкой связи никогда, никакой страх политических репрессий не мешал им периодически тайно общаться в Париже и других странах.

Юрий Веденеев, вручив роскошный букет цветов, вспоминал их совместного с Маквалой Касрашвили «Евгения Онегина» на сцене Кремлевского дворца съездов: «Перед началом сцены объяснения она взволнованно бежала из кулис в центр сцены, буквально в полете преодолевая за несколько секунд огромное расстояние, садилась на краешек скамеечки и как настоящая Татьяна слушала всю арию “Вы мне писали…”»

Таких ярких подробностей было немало, но ни один пересказ не компенсирует живого общения – именно поэтому встречи с легендами никогда не превратятся в формальное времяпрепровождение. Собственно, и легенд уже осталось мало, буквально по пальцам можно пересчитать. Незабываемый вечер с Маквалой Касрашвили мы получили в жизненную «копилочку» благодаря Людмиле Черновской, которая уже много лет в Доме актера организует подобные проекты.

Вечер певицы, разумеется, не мог обойтись без музыки. Конечно, на большом экране воспроизводились ее эталонные записи. Но, кроме того, оригинальные музыкальные подарки Маквале Филимоновне преподнесли артисты Молодежной программы Большого театра Максим Лисиин и Марк Ваза, солисты «Геликон-оперы» Сергей Чечётко, Александра Ковалевич, Елизавета Кулагина и Сергей Абабкин, а также от Фонда Елены Образцовой выступили Валерий Макаров и Элеонора Горшкова.

Праздник, который состоялся в этот день, в очередной раз напомнил давно и точно сказанные Борисом Покровским слова: «Когда произносят имя “Маквала”, тут же охватывает желание широко раскинуть руки, чтобы крепче ее потом обнять».

Заяц, ты меня слышишь? События

Заяц, ты меня слышишь?

В Московской консерватории проходит Второй мультимедиафестиваль «Биомеханика»

Мы сочиняем контекст События

Мы сочиняем контекст

Николай Попов и Александр Хубеев рассказывают о фестивале «Биомеханика» II

Праздник к нам пришел События

Праздник к нам пришел

Музыканты из Екатеринбурга представили в ГРАУНД Солянке программу «Ночь после Рождества»

Физики и синоптики События

Физики и синоптики

Крещенский фестиваль в московском театре «Новая Опера» открылся оперой об атомной бомбе