Пианист, мечтатель, философ
События

Пианист, мечтатель, философ

В «Зарядье» состоялся сольный концерт Николая Луганского

На этого музыканта билеты раскупили мгновенно, еще в сентябре – ведь его выступление всегда нечто большее, чем просто очередной концерт. Можно подобрать много духоподъемных эпитетов, но лучше просто сказать: была Музыка. Романтическая в широком смысле программа была продумана до мелочей. Ее костяк составила музыка XIX-начала XX веков – Дебюсси, Шопен, Франк и Рахманинов.

В интервью с Юлианом Макаровым в эфире программы «Главная роль», вышедшей в эфир за сутки до концерта в «Зарядье», Николай Луганский отчасти объяснил выбранные произведения. Например, «Прелюдия, хорал и фуга» Сезара Франка – это последняя запись пианиста.  Она будет доступна для слушателей уже зимой. Интерес к музыке Франка у Луганского не только исполнительский; это и опыт собственноручной обработки органных опусов франко-бельгийского композитора. На новом CD-диске будет представлена запись переложения для фортепиано органного Хорала № 2 си минор Сезара Франка.

«Образы» Клода Дебюсси (вторая тетрадь) окутали зал в прямом и переносном смысле лунным светом, последний аккорд которого прозвучал в трехчастной коде концерта (на бис исполнены «Лунный свет» Дебюсси, «Патетический этюд» Скрябина  и «Сирень» Рахманинова). Нежная сияющая дымка софитов, возможно, навеянная названием второй пьесы «Образов» – «И луна озаряет развалины храма…» – стала визуальным аналогом акварельному импрессионистскому туше пианиста. Дышащее облачное пространство музыки Дебюсси создало эффект погруженности в мир грез, потусторонней полуреальности.

Шаг назад на полстолетия – и мы в зоне притяжения Шопена. В «Зарядье» Николай Луганский сыграл шопеновские Баркаролу, Ноктюрн Ре-бемоль мажор и Четвертую балладу, ставшие штрихами к портрету самого Луганского: пианиста–мечтателя–философа. А Баллада – совпало это или нет – явилась также ступенькой триптиху Сезара Франка, где сплелись позднеромантические и барочные черты, с традиционной символикой мотивов и скрытыми смыслами.

Вечер Николая Луганского в «Зарядье» завершился исполнением восьми прелюдий Сергея Рахманинова – «самого русского композитора» по мнению Луганского. Рахманинов – не просто номер один в концертных программах пианиста, он его alter ego. Сегодня Луганский – один из лучших интерпретаторов Рахманинова. Восемь прелюдий из двух опусов составили, по словам Луганского, маленький цикл, включивший широкий спектр настроений – от созерцания до трагического отчаяния. Прелюдия соль минор стала точкой сопряжения этих метаний и итогом всего концерта.

Программа эта, ставшая собранием важнейших для Николая Луганского композиторов, с которыми он не первый год ведет диалог (в том числе, и в формате звукозаписи), прозвучит 26 декабря в Концертном зале Мариинского театра. Артист выступит в рамках ХIV Международного фестиваля «Лики современного пианизма», где будет оценен в контексте парада исполнителей несколько поколений.

Рецензия написана в рамках проекта «Журналистские читки»

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди