Пианисты поколения next События

Пианисты поколения next

Абисал Гергиев и Арсений Мун выступили на фестивале «Звезды белых ночей»

Затянувшееся «карантинное» молчание в мире классической музыки стало самым настоящим испытанием для привыкших к живым концертам меломанов. Практика показала неправоту великого затворника и эксцентрика Гульда, предрекавшего в свое время исчезновение концертов в пользу звукозаписи. Обилие выложенных в сеть минувшей весной всевозможных трансляций и архивов после первоначального азарта вызвало скорее утомление, нежели насыщение, и еще острее пробудило желание увидеть артистов воочию, а не через компьютерный экран.

Мариинский театр одним из первых в России решился на возобновление концертной и театральной жизни. Знаковый фестиваль Мариинского «Звезды белых ночей» все-таки состоялся и уже стал самым необычным и интригующим за свою почти тридцатилетнюю историю. Из июня-июля он практически переехал на август, афиша формируется не дальше чем на неделю вперед и вывешивается на сайте театра, концерты и спектакли идут без антракта, а рассаженная в шахматном порядке публика должна быть одета в маски и, не чихая и не кашляя,внимать музыке, которая продолжает царить на мариинских площадках. К спонтанности в Мариинском театре не привыкать, и в нынешней непростой ситуации это качество оказалось очень востребовано.

Клавирабенды всегда были важной частью «Звезд белых ночей». В июле 2020-го в ознаменование бетховенского юбилея в Петербурге должен был уже второй раз исполнить полный цикл бетховенских сонат Рудольф Бухбиндер. Приехать артисту в северную столицу в связи с карантином не удалось, и огромная растяжка с его портретом на входе в Концертный зал стала своеобразным приветом из несбывшегося прошлого. В этой ситуации дать дорогу молодым стало разумным и очень верным решением, а одноактный концерт «на двоих» Абисала Гергиева и Арсения Муна, прошедший 1 августа в Концертном зале Мариинского театра, стал одним из приятных сюрпризов нынешнего фестиваля.

И Абисал, и Арсений принадлежат к поколению next, появившемуся на свет на рубеже тысячелетий, и представители которого все ярче и ярче начинают вспыхивать на эстраде. Оба юноши закончили знаменитую петербургскую десятилетку в классе Александра Сандлера, оба решили продолжить свое образование в Америке (Арсений поступил в класс Сергея Бабаяна в Нью-Йорке, а Абисал – в класс Хва Гён Бёна в Бостоне), оба в свои двадцать лет уже имеют серьезную практику концертных выступлений, как сольных, так и в сопровождении оркестра. Но вместе с тем прошедший концерт продемонстрировал всю разность их артистических натур, проявившуюся в исполнительской манере и в выборе программы.

Вечер открылся выступлением Гергиева-младшего, начавшего свою публичную карьеру в 2016 году с оркестром Мариинского театра под управлением своего отца на открытии Северо-Осетинской филармонии. История культуры знает немало артистических династий, и у Абисала Гергиева есть все шансы стать достойным продолжателем своей фамилии, хотя по игре было слышно, что его талант иного склада, нежели у всесильного худрука Мариинки. Вместо напора и огня  в игре Абисала был слышен мягкий и утонченный лиризм, притом что с техникой и туше у молодого человека все в полном порядке. Сыгранный им набор рахманиновских и скрябинских пьес (ранние прелюдии и этюды) транслировал больше задумчивую рефлексию и созерцание, нежели витальность и решительность.

Абисал Гергиев

Знаменитую до-диез-минорную прелюдию Рахманинова, в которой уже не одно поколение музыковедов слышит набатный колокол по исчезнувшей в случившемся позже революционном лихолетье России, Абисал начал очень мягко, практически без акцентов, на густой тянущейся педали (страсть к порой чрезмерному педализированию тоже, кстати, указывает больше на лирическое дарование артиста), набирая динамику к концу пьесы и прекрасно выстроив кульминацию. Две последующие прелюдии (си минор и соль-диез минор) пианист сыграл как продолжение первой, так что получился своего рода почти сонатный цикл c печальным финалом. Известный ре-диез-минорный этюд Скрябина, которым Абисал завершил свое выступление, тоже прозвучал не как «призыв к действию», а как трагическое воспоминание, наполненное грустью о минувшем.

Арсений Мун

Музыку Скрябина очень удачно продолжили шопеновские миниатюры, сыгранные уже Арсением Муном. В малоизвестном Рондо à la Mazur op.5 (гениальное творение шестнадцатилетнего Шопена!) Арсений подчеркнул чуть ли не авангардные изыски, так что за нотным текстом польского романтика уже послышался XX век с его любовью к подлинному, «непричесанному» фольклору. А знаменитая ля-минорная мазурка op.17 №4 проскользнула почти как тонкая эстрадная миниатюра. Среди самых сильных сторон Арсения, имеющего в том числе большой конкурсный опыт, – блестящая, отточенная техника, сочетающаяся почти с аристократическим изяществом. Молодой музыкант уже прекрасно чувствует публику и то, чем можно ее сразить. Смысловым центром выступления Муна стала сложнейшая Седьмая соната Прокофьева, в первых двух частях которой юноша продемонстрировал калейдоскоп контрастных образов, в которых яростный напор чередовался с медитативной рефлексией и последующим трагическим плачем. А вот самая «забойная», третья часть этой сонаты прозвучала несколько по-ученически. Да, все было практически безупречно сыграно и выдержан темп, но чувствовалось, что пианисту это давалось нелегко. Зато в сыгранной на бис «Кампанелле» Листа Арсений действительно сразил публику. Невероятная техника, виртуозность, сыгранность и прослушанность каждой ноты выдавали уже особую степень свободы и кураж, доступные лишь настоящим артистам.

Ценность общения События

Ценность общения

В Московской консерватории состоялась презентация нового сборника сочинений Родиона Щедрина

Шамиля сделала свита События

Шамиля сделала свита

В Москве прошла мировая премьера неизвестного сочинения Мусоргского. «Хор свиты Шамиля» прозвучал как протоавангард

Без стука судьбы События

Без стука судьбы

Госоркестр Республики Татарстан исполнил классицистские симфонии Бетховена

Лицемерие Тита События

Лицемерие Тита

Мило Рау – швейцарский драматург и режиссер, работающий на стыке интерпретативного и документального театра, основатель компании «Международный институт политического убийства» – дебютировал в опере, поставив в Большом театре Женевы «Милосердие Тита».