Пинг-понг, видения Сати и самое одинокое в мире дерево События

Пинг-понг, видения Сати и самое одинокое в мире дерево

Фестивалем современной музыки сегодня удивить трудно: они проходят почти повсеместно, но почти всегда «для узкого круга ограниченных людей». Сделать же проект для массовой аудитории – задача куда более сложная, особенно если мы говорим не о столицах, а о регионе. Однако Омская филармония именно такую амбициозную цель перед собой и поставила еще двенадцать лет назад, задумав Фестиваль новой музыки как свой флагманский проект. Четыре концерта нынешнего, уже шестого по счету, биеннале собрали полные залы.

На мой взгляд, все дело в ­­концепции, в основе которой – отбор материала. Это зона ответственности худрука и главного дирижера Омского симфонического оркестра Дмитрия Васильева, стремящегося к сбалансированности репертуара, сочетанию в афише музыки совсем свежей, созданной буквально «вчера», и классики XX века, нашей и зарубежной, написанной для разных составов, но все же не камерной, а с участием оркестра и/или хора. Много мировых премьер, таких как симфоническая поэма канадца Гая Бакоса Game. Set and Match (2020), пьеса для флейты и хора Андрея Рубцова Dolor (2022) или оркестровый каприс «Мир сломанных вещей» Григория Зайцева (2020)… И премьер российских: Концерт для двух кларнетов израильтянина Беньямина Юсупова (2010) или «Рикошет» для пинг-понга с оркестром американца Энди Акихо (2017).

Концептуальный принцип номер два, не менее важный, заключается в том, что каждый концерт имеет свою тему. Например, концерт-открытие – «Радость и ярость», где само название обозначило эмоциональный диапазон. Идею подала, очевидно, исполненная в самом начале Первая симфония американского мэтра XX века Джона Корильяно, посвященная памяти унесенных СПИДом друзей (1990). Симфония вошла в репертуар Омского оркестра в 2018 году: именно он тогда сыграл ее российскую премьеру. В ней буквально кипят страсти: от тоски, гнева и отчаяния до смирения и надежды, которая, как известно, умирает последней. Также на открытии сыграли две флейтовые вещи: «Вердиану» Алексея Шора и Dolor Андрея Рубцова – в обеих солировал его однофамилец Максим Рубцов (концертмейстер группы флейт Российского национального оркестра). И если фантазия Шора на темы Верди в ритмах самбы, босановы и танго явно тяготеет к «радости», то Dolor («Скорбь») – к чему-то прямо противоположному. Пьеса родилась под впечатлением от истории легендарной акации Тенере, что росла в одноименной пустыне (на территории нынешнего Нигера) и была единственным деревом в радиусе 400 километров. Но в 1973 году жизнь 300- летней акации (именно таков был ее возраст) трагически оборвалась: пьяный водитель умудрился врезаться в нее на грузовике. Обломки перевезли в столичный музей, а на том месте в пустыне воздвигли памятник. Акация Тенере считалась самым одиноким деревом на Земле, и композитор посчитал ее удивительную судьбу созвучной участи людей, лишенных привычных контактов во время пандемии.

Дирижер Дмитрий Васильев

Завершала программу открытия католическая молитва Арво Пярта Salve Regina(«Славься, царица») – умиротворяющая, утешающая, как и многое у эстонского классика, недаром его музыку слушают в хосписах, в том числе больные СПИДом. Salve Reginaзакольцевала тему, связав мостом не только Корильяно с Пяртом, но и все, что внутри.

Концерт-открытие, пожалуй, был самым мощным. Вторая программа – «Фабрика симфонических красок» – самой легкой и непритязательной, что и понятно: она адресована детям 3+. Хедлайнером здесь выступил маститый голландец Эдуард де Бур с музыкальной сказкой, которая, собственно, и дала название программе. За ней последовали «Необыкновенные приключения двух веселых гусей» москвича Сергея Прокудина-Лемешева и оркестровая пьеса 15-летнего Антуана Виллеже (Канада – Россия) «Дорога к Спасской», навеянная фестивалем «Спасская башня».

Самым стильным стал вечер номер 3 – «Сны в зеркале: Satie-видения». Это авторский проект гитариста Дмитрия Илларионова, который придумал «нанизать» на образы и музыку гениального французского эксцентрика рубежа XIX–XX веков Эрика Сати как собственные гитарные рефлексии-импровизации («сатинады»), так и пьесы шести наших современников: Павла Карманова, Антона Танонова, Любови Терской, Алексея Айги, Анны Друбич и Андрея Зеленского. Вся музыка тут была в стиле минимализма, что вполне оправданно, если учесть, что Эрик Сати, по сути, родоначальник направления. Программа уложилась в час с небольшим, и это тот случай, когда «краткость – сестра таланта». Небольшие пьесы, перетекающие друг в друга через гитарные соло Дмитрия, в которых каждый звук и отзвук были самоценны, сложились в удивительно стройную конструкцию. В целом действо представило некий новый жанр – «видеофонию», как ее назвали авторы: музыку сопровождал видеоарт Алексея Чоя, да не простой, а как бы ритмически вплетенный в звуковую ткань (в нем использованы мотивы импрессионистов, Рене Магритта, американского фотографа Родни Смита и не только). Как пояснил сам Чой, это принцип «генеративного дизайна»: на входе – звук, на выходе – картинка, а посередине – обработка, то есть, собственно, его дизайн. Весь проект произвел впечатление дорогой, изысканной вещи, сделанной со вкусом, в деталях. Много тихого и нежного, много просто невероятного – например, мелодичный Ноктюрн Анны Друбич (дочери Сергея Соловьева и Татьяны Друбич). Даже не поверила своим ушам: красивая мелодия, написанная сегодня, и при этом оригинальная, ни на что не похожая… Неужели так бывает? Признаюсь, поражена, давно ничего подобного не слышала.

Проект создавался к 150-летию Сати (2016), в Омске был уже седьмой показ, до этого «Видения» можно было «поймать» на разных фестивалях в Москве, Калуге и Новосибирске. Но каждый раз это как бы новое шоу – чуть с другими пьесами и авторами, другой компоновкой, другим видео, солистами и составами. В Омске, например, в «Видениях Сати» впервые участвовал симфонический оркестр, и Дмитрий Васильев рассказал, что композиторы, озадаченные необходимостью оркестровать свои пьесы, прислали партитуры буквально за несколько дней до концерта. Дебютировали в проекте и некоторые солисты: Александр Забабуркин (концертмейстер виолончелей оркестра «Русская филармония»), который в срочном порядке заменил Бориса Андрианова и выучил свою непростую партию буквально за пару дней; прекрасно проявила себя и солистка местной филармонии пианистка Марина Костерина. Вместе с московским баянистом Николаем Сивчуком они втроем блистательно солировали, например, в том самом Ноктюрне Друбич, создав ощущение щемящей тоски и ностальгии по какой-то нездешней и, кажется, навсегда утраченной красоте. За Ноктюрном последовало произведение самого Сати – знаменитая «Гимнопедия № 1» в переложении для гитары и оркестра. Если кто-то не знал, что свои гимнопедии Сати на самом деле писал для фортепиано, то ни за что бы и не догадался – настолько органично слились гитара с оркестром, Дмитрий Илларионов и Дмитрий Васильев сотоварищи.

Сны в зеркале: Satie-видения. Дмитрий Илларионов, Николай Сивчук и Омский симфонический оркестр

И если, повторюсь, оммаж Сати стал самым красивым концертом фестиваля, то самым эффектным оказался финал под названием «Рикошет» (по наименованию уже упомянутого концерта для пинг-понга Энди Акихо). Слово «рикошет» отсылает к спорту, и действительно, по крайней мере, два произведения из четырех к нему и обращены: Game. Set and Match канадца Гая Бакоса (солистка – пианистка Полина Королева) – к большому теннису, а «Рикошет» – теннису настольному. Они и стали кульминацией концерта и всего фестиваля. Гай Бакос, увлеченный теннисист, посвятивший свою пьесу бывшей первой ракетке мира швейцарцу Роджеру Федереру, создал в ней живой музыкальный образ теннисного матча. Отчетливо слышались удары мяча, команды «судьи» (в его роли – дирижер, который произносил в микрофон фразы «Ready for play», «Second set», «Final set»), фанфары, реакция болельщиков. Композитор, поднаторевший в рекламной и киномузыке, и здесь не обошелся без узнаваемого голливудского стиля, хотя налицо и его неплохое знакомство, к примеру, с ранним Шостаковичем.

Неужели после такого невероятного драйва можно придумать что-то еще? Но на сцене уже стоял пинг-понговый стол с большим барабаном, а к нему в придачу появилась еще и оригинальная «ударная установка» из бутылок, мисок, трубок, сооруженная по случаю концертмейстером группы ударных инструментов Омского оркестра Михаилом Дзирко. И грянул «Рикошет», который, впрочем, начался вполне традиционно – с соло скрипки (Гоар Айрапетян). Спортсмены появились позже, уже под занавес: кандидаты в мастера спорта Тимур Исмаилов и Арина Павлий, которые играли и ракетками, и бубнами, и друг с другом, и поодиночке, целясь «в стенку». Вообще, в этом концерте Энди Акихо напомнил историю пятидесятилетней давности. Тогда холодную войну между США и коммунистическим Китаем удалось ослабить именно благодаря визиту американской команды по пинг-понгу в Китай, а затем и ответному визиту китайских спортсменов. Те матчи изменили мир, появился даже термин «пинг-понговая дипломатия». В конце «Рикошета» Михаил Дзирко высыпал огромную корзину с рыжими мячиками прямо на стол, к бурному восторгу публики, особенно детворы, которая кинулась их подбирать. Зрелище получилось, что и говорить, яркое, но если говорить о музыке, то, по мне, канадец все-таки выиграл у американца со счетом 1:0.

И кстати, о детях: их на Фестивале новой музыки на удивление много. Они невероятно активны, приходят на традиционные в Омской филармонии встречи исполнителей с публикой после концерта и, в отличие от своих родителей, никого не стесняются, задают много вопросов. Здесь публику лелеют – и тех, кто приходит в Концертный зал (кстати, один из лучших в стране, полностью реконструированный «по последнему слову» в 2011 году), и кто не приходит, а смотрит дома: записи трех из четырех фестивальных концертов размещены на странице Омской филармонии в YouTube (у нее более восьми тысяч подписчиков).

Директор филармонии, горячая сторонница всего нового Ирина Лапшина говорит: «Это фестиваль смелых идей и смелых музыкантов, фестиваль для тех, кто мыслит нестандартно. Каждый концерт дает что-то новое, свежее, неординарное. Публика каждый раз удивляется… и приходит удивляться снова и снова».

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»