Пишите больше, пишите лучше События

Пишите больше, пишите лучше

Уже не первый год в рамках Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета в Сочи проходит Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера. Проводится он в два тура – отбор партитур и их исполнение в Органном зале города Сочи. К участию в финале приглашаются всего пять авторов, чьи сочинения на фестивале исполняют музыканты камерного ансамбля «Солисты Москвы». Этой зимой конкурс прошел уже в седьмой раз, но впервые по двум номинациям – пьесы для камерного ансамбля с фортепиано (трио, квартет или квинтет) и, в качестве нововведения, сочинения для струнного квартета.

С появлением новой номинации стало очевидно, насколько большой импульс к развитию композиторам дает конкурс: все сочинения с фортепиано оказались намного сильнее и интереснее по музыкальному языку, чем квартеты. Возможно, дело в конкуренции, которая в фортепианных ансамблях намного больше, но также и в том, что любой конкурс выстраивает определенную политику –какая стилистика сочинений приветствуется, а какой следовало бы избегать при стремлении к призовому месту.

Поэтому квартетная номинация была пока скорее ученической, пробной, тогда как в ансамблевой участвовали уже более состоявшиеся композиторы, многие из которых приехали на конкурс в Сочи не в первый раз. Высоким качеством проработки партитуры выделялся один квартет, получивший в финале четвертую премию. Пьеса армянско-­немецкого композитора Овика Сардаряна звучала со сцены Органного зала как нечто инопланетно-­прекрасное: необычные тембральные сочетания, работа с наслоением вызывающих особый резонанс тонов, детальная проработка всех приемов, поразившие зрителей, но не жюри. По словам Юрия Башмета, в любой музыке должна оставаться мелодия и простая логика, при анализе партитуры понятная каждому академическому исполнителю.

Пьесы финалистов прозвучали в исполнении солистов камерного ансамбля «Солисты Москвы». Андрей Поскробко, Артём Дырул, Виталий Астахов и Алексей Найденов исполнили все сочинения очень качественно и пытались воспроизвести партитуры так хорошо, как могли, но небольшого недопонимания избежать все же не удалось. Большая дискуссия развернулась вокруг того же квартета Овика Сардаряна, единственного в своей номинации с использованием расширенных исполнительских техник и вызвавшего у музыкантов сомнения в том, что ноты записаны человеком, а не компьютером.

Современные по языку и технике сочинения все еще являются стрессом для академических музыкантов, и даже таким профессионалам, как ансамбль «Солисты Москвы», играть эту музыку сложно. Как, кажется, сложно воспринимать ее и членам российского жюри сочинского конкурса – композиторам Александру Чайковскому, Валерию Воронову, Алексею Сюмаку и Кузьме Бодрову. Приглашенные европейские авторы Оскар Бьянки и Патрик де Клерк, у которых свои большие проекты или лаборатории современной музыки, здесь занимают нейтральную позицию, но разве в гостях и может быть иначе?

Главное, что благодаря конкурсу у исполнителей есть возможность познакомиться с музыкой, которая оставляет после себя волну эмоций, требующие решения вопросы и желание посмотреть в новом, даже если и внутренне не близком, направлении. А у молодых композиторов – возможность услышать свои партитуры в концертном и профессиональном исполнении. Финалистами конкурса композиторов в номинации «Квартеты» в этом году стали студенты Московской консерватории Григорий Салтыков и Степан Игнатьев (класс профессора Александра Чайковского), петербуржцы Эдуард Кипрский (класс композиции Григория Корчмара в Петербургской консерватории) и Пётр Иванов (аспирант Александра Радвиловича) и Овик Сардарян (ученик немецкого композитора Вольфганга Рима в Высшей школе музыки Карлсруэ).

В номинации ансамблей с фортепиано, где все партитуры были достаточно качественные, чувствовалось большое творческое напряжение. Финалистами в этом году стали белорусский композитор Игорь Комар (ученик Галины Гореловой в Белорусской государственной академии музыки), студентки Московской консерватории Вера Петрова (класс Кузьмы Бодрова) и Мария Аникеева (класс Александра Коблякова) и ученики Ефрема Подгайца в Институте Ипполитова-­Иванова Кирилл Архипов и Даниил Посаженников. Фортепианный квинтет Веры Петровой в стиле раннего Стравинского был построен из двух образно контрастирующих частей, трио Игоря Комара и квартет Марии Аникеевой в стилистике раннего европейского авангарда – на ярких звуковых аффектах. Минималистичный квинтет Кирилла Архипова и механистичный с контрастной средней частью квинтет Даниила Посаженникова были написаны с использованием нестандартных звуковых эффектов и техник.

Вера Петрова

Исполнил их пьесы также струнный ансамбль из «Солистов Москвы», который в этом составе играет сочинения конкурса композиторов уже несколько лет подряд: Кирилл Кравцов, Михаил Фейман, Андрей Усов и Александр Лунегов. В этом году к квартету присоединилась преподаватель Московской консерватории, пианистка Елена Кузнецова. Все музыканты уже давно играют вместе и с потрясающим чувством ансамбля, поэтому каждая пьеса в их исполнении прозвучала очень эффектно. По словам исполнителей, играть сочинения VII конкурса им было особенно легко и даже интересно – сказался и опыт прошлых лет, и профессионализм большинства приславших свои партитуры композиторов.

В сравнении, например, с конкурсом 2019 года, когда музыканты впервые столкнулись с партитурой с расширенными исполнительскими техниками (трио немецкого композитора Тобиаса Фанделя), в этом году необходимость исполнения нестандартных приемов они восприняли с интересом. И играли такие пьесы музыканты даже с бóльшим исполнительским азартом, чем более классические по музыкальному языку вещи. Опыт VII конкурса дал явное ощущение того, что академические исполнители нуждаются в сложной музыке, которая раскрывает их профессиональные возможности и дает место новым эмоциям и поиску нестандартных творческих решений.

Конкурс композиторов становится большим событием не только для участников, но и для слушателей. Органный зал в день финала был практически полный, а аплодисменты и крики «браво» после некоторых сочинений чуть ли не ярче, чем после некоторых премьер основной программы в Зимнем театре. Конкурс становится живой волной для всего фестиваля, привнося в него необходимый элемент неизвестности, борьбы и непрерывных творческих обсуждений.

В завершение финального концерта председатель жюри Юрий Башмет дал напутствие всем композиторам: «Пишите больше, пишите лучше». Несмотря на то, что у каждого конкурса есть своя специфическая политика и не всегда качество гарантирует успех, такие проекты создают главное – особую среду для общения исполнителей и композиторов. Среду для встречи не в учебных целях, а встречи в пространстве свободного диалога, где молодые композиторы могут услышать свои сочинения в профессиональном концертном исполнении и поработать с академическими исполнителями, открытыми новому и по-настоящему живущими своим делом.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»