Пишите больше, пишите лучше События

Пишите больше, пишите лучше

Уже не первый год в рамках Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета в Сочи проходит Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера. Проводится он в два тура – отбор партитур и их исполнение в Органном зале города Сочи. К участию в финале приглашаются всего пять авторов, чьи сочинения на фестивале исполняют музыканты камерного ансамбля «Солисты Москвы». Этой зимой конкурс прошел уже в седьмой раз, но впервые по двум номинациям – пьесы для камерного ансамбля с фортепиано (трио, квартет или квинтет) и, в качестве нововведения, сочинения для струнного квартета.

С появлением новой номинации стало очевидно, насколько большой импульс к развитию композиторам дает конкурс: все сочинения с фортепиано оказались намного сильнее и интереснее по музыкальному языку, чем квартеты. Возможно, дело в конкуренции, которая в фортепианных ансамблях намного больше, но также и в том, что любой конкурс выстраивает определенную политику –какая стилистика сочинений приветствуется, а какой следовало бы избегать при стремлении к призовому месту.

Поэтому квартетная номинация была пока скорее ученической, пробной, тогда как в ансамблевой участвовали уже более состоявшиеся композиторы, многие из которых приехали на конкурс в Сочи не в первый раз. Высоким качеством проработки партитуры выделялся один квартет, получивший в финале четвертую премию. Пьеса армянско-­немецкого композитора Овика Сардаряна звучала со сцены Органного зала как нечто инопланетно-­прекрасное: необычные тембральные сочетания, работа с наслоением вызывающих особый резонанс тонов, детальная проработка всех приемов, поразившие зрителей, но не жюри. По словам Юрия Башмета, в любой музыке должна оставаться мелодия и простая логика, при анализе партитуры понятная каждому академическому исполнителю.

Пьесы финалистов прозвучали в исполнении солистов камерного ансамбля «Солисты Москвы». Андрей Поскробко, Артём Дырул, Виталий Астахов и Алексей Найденов исполнили все сочинения очень качественно и пытались воспроизвести партитуры так хорошо, как могли, но небольшого недопонимания избежать все же не удалось. Большая дискуссия развернулась вокруг того же квартета Овика Сардаряна, единственного в своей номинации с использованием расширенных исполнительских техник и вызвавшего у музыкантов сомнения в том, что ноты записаны человеком, а не компьютером.

Современные по языку и технике сочинения все еще являются стрессом для академических музыкантов, и даже таким профессионалам, как ансамбль «Солисты Москвы», играть эту музыку сложно. Как, кажется, сложно воспринимать ее и членам российского жюри сочинского конкурса – композиторам Александру Чайковскому, Валерию Воронову, Алексею Сюмаку и Кузьме Бодрову. Приглашенные европейские авторы Оскар Бьянки и Патрик де Клерк, у которых свои большие проекты или лаборатории современной музыки, здесь занимают нейтральную позицию, но разве в гостях и может быть иначе?

Главное, что благодаря конкурсу у исполнителей есть возможность познакомиться с музыкой, которая оставляет после себя волну эмоций, требующие решения вопросы и желание посмотреть в новом, даже если и внутренне не близком, направлении. А у молодых композиторов – возможность услышать свои партитуры в концертном и профессиональном исполнении. Финалистами конкурса композиторов в номинации «Квартеты» в этом году стали студенты Московской консерватории Григорий Салтыков и Степан Игнатьев (класс профессора Александра Чайковского), петербуржцы Эдуард Кипрский (класс композиции Григория Корчмара в Петербургской консерватории) и Пётр Иванов (аспирант Александра Радвиловича) и Овик Сардарян (ученик немецкого композитора Вольфганга Рима в Высшей школе музыки Карлсруэ).

В номинации ансамблей с фортепиано, где все партитуры были достаточно качественные, чувствовалось большое творческое напряжение. Финалистами в этом году стали белорусский композитор Игорь Комар (ученик Галины Гореловой в Белорусской государственной академии музыки), студентки Московской консерватории Вера Петрова (класс Кузьмы Бодрова) и Мария Аникеева (класс Александра Коблякова) и ученики Ефрема Подгайца в Институте Ипполитова-­Иванова Кирилл Архипов и Даниил Посаженников. Фортепианный квинтет Веры Петровой в стиле раннего Стравинского был построен из двух образно контрастирующих частей, трио Игоря Комара и квартет Марии Аникеевой в стилистике раннего европейского авангарда – на ярких звуковых аффектах. Минималистичный квинтет Кирилла Архипова и механистичный с контрастной средней частью квинтет Даниила Посаженникова были написаны с использованием нестандартных звуковых эффектов и техник.

Вера Петрова

Исполнил их пьесы также струнный ансамбль из «Солистов Москвы», который в этом составе играет сочинения конкурса композиторов уже несколько лет подряд: Кирилл Кравцов, Михаил Фейман, Андрей Усов и Александр Лунегов. В этом году к квартету присоединилась преподаватель Московской консерватории, пианистка Елена Кузнецова. Все музыканты уже давно играют вместе и с потрясающим чувством ансамбля, поэтому каждая пьеса в их исполнении прозвучала очень эффектно. По словам исполнителей, играть сочинения VII конкурса им было особенно легко и даже интересно – сказался и опыт прошлых лет, и профессионализм большинства приславших свои партитуры композиторов.

В сравнении, например, с конкурсом 2019 года, когда музыканты впервые столкнулись с партитурой с расширенными исполнительскими техниками (трио немецкого композитора Тобиаса Фанделя), в этом году необходимость исполнения нестандартных приемов они восприняли с интересом. И играли такие пьесы музыканты даже с бóльшим исполнительским азартом, чем более классические по музыкальному языку вещи. Опыт VII конкурса дал явное ощущение того, что академические исполнители нуждаются в сложной музыке, которая раскрывает их профессиональные возможности и дает место новым эмоциям и поиску нестандартных творческих решений.

Конкурс композиторов становится большим событием не только для участников, но и для слушателей. Органный зал в день финала был практически полный, а аплодисменты и крики «браво» после некоторых сочинений чуть ли не ярче, чем после некоторых премьер основной программы в Зимнем театре. Конкурс становится живой волной для всего фестиваля, привнося в него необходимый элемент неизвестности, борьбы и непрерывных творческих обсуждений.

В завершение финального концерта председатель жюри Юрий Башмет дал напутствие всем композиторам: «Пишите больше, пишите лучше». Несмотря на то, что у каждого конкурса есть своя специфическая политика и не всегда качество гарантирует успех, такие проекты создают главное – особую среду для общения исполнителей и композиторов. Среду для встречи не в учебных целях, а встречи в пространстве свободного диалога, где молодые композиторы могут услышать свои сочинения в профессиональном концертном исполнении и поработать с академическими исполнителями, открытыми новому и по-настоящему живущими своим делом.

Моцарт без комплексов События

Моцарт без комплексов

Теодор Курентзис и musicAeterna исполнили в Москве две последние симфонии Моцарта и не только

Апокалипсис и робкая надежда События

Апокалипсис и робкая надежда

Масштабным концертом с участием Уральского филармонического оркестра, Симфонического хора Свердловской филармонии и московского виолончелиста Александра Рамма в Екатеринбурге завершился мини-фестиваль «Мясковский.

Закавычивая лирику События

Закавычивая лирику

Денис Кожухин и Шарль Дютуа на VIII Транссибирском Арт-фестивале

Большая история Большого зала консерватории События

Большая история Большого зала консерватории

Ему всего 120, а кажется, этот храм музыки был в Москве всегда