Питомцы гнезда Мацуева События

Питомцы гнезда Мацуева

В Москве завершился IV Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition

Любой музыкальный проект, за руководство которым берется Денис Мацуев с его неиссякаемой энергией и драйвом, неизбежно расширяет заданные границы. Grand Piano не исключение: вместо заявленных пяти лауреатов – целых девять (тем самым поставлен рекорд за время существования конкурса), вместо одного рояля в качестве Гран-при вручается, как правило, два инструмента. В этом году, правда, художественный руководитель заранее объявлял, что инструмент будет лишь один, причем он вынужден будет подарить один из своих собственных (причина в экономических санкциях). Без чудес, однако, гала-концерт конкурса обойтись не мог, и после зажигательной Рапсодии в стиле блюз Гершвина с авторскими каденциями Мацуева – финальная точка. «Придется мне искать второй инструмент», – вздыхает со сцены пианист, и в публике раздаются громогласные овации. Традиция не нарушена!

Впервые конкурс, организованный Денисом Мацуевым как трамплин к звездному будущему для молодых пианистов, состоялся в 2016 году, и за эти восемь лет состязание эволюционировало от яркой новинки до важнейшего события в области фортепианного искусства, которого ждут с нетерпением во всем мире. Причина такого успеха – не только в масштабности и авторитетности соревнования, но и необычных для традиционного конкурса условиях. «Ступенчатому» пьедесталу здесь нет места: между двумя турами нет отсева (все выступают и с сольной программой, и в сопровождении оркестра), а среди пятнадцати участников награждают нескольких лауреатов без разделения на «порядковые номера». Благодаря этому состав гостей, вопреки политической турбулентности, достаточно представителен: среди пятнадцати половина (восемь) отстаивают честь нашей страны, остальные прибыли из Казахстана, Китая, Швейцарии, Австралии и Гонконга. В жюри – авторитетные музыканты, судившие крупнейшие отечественные состязания последних лет: Валерий Пясецкий, Фредди Кемпф, Максим Могилевский, Юстус Франтц, Хидеко Кобаяши, Винченцо Бальцани. Помимо них в жюри в этом году приглашена Рена Шерешевская.

Программные требования конкурса достаточно гибкие, и участники в полной мере воспользовались данной им свободой. Отрадно отметить тенденцию к отходу от шаблонных венцов конкурсных программ: в первом туре ни разу не прозвучали ни этюды-картины Рахманинова, ни этюды Листа. Вместо них – сонаты Скарлатти, масштабные вариационные циклы Гайдна и Бетховена, сочинения Рамо, Пуленка, Десятникова… Аналогично – и второй тур: не было «заигранного» Первого концерта Чайковского, лишь единожды прозвучал популярный на конкурсах Третий Прокофьева. Некоторым участникам удачный выбор программы позволил убедительно подчеркнуть свои сильные стороны: особенно в этом контексте запомнилось выступление Варвары Зарудневой, обучающейся в МССМШ имени Гнесиных в классе Максима Железнова: ее интерпретация сонат Скарлатти привлекала рафинированной отточенностью деталей и отсутствием пустых внешних эффектов, а завершавшие программу первого тура две прелюдии Шостаковича поразили недетской глубиной. Пожалуй, именно эта участница в целом произвела впечатление наиболее зрелой в своей игре. Другие лидеры первого тура – воспитанники ЦМШ-АИИ Лев Бакиров и Елисей Мысин (классы Валерия Пясецкого и Наталии Трулль соответственно): оба молодых пианиста продемонстрировали тонкое владение звуковыми красками и благородную сдержанность в манере подачи. Иван Чепкин, обучающийся в МССМШ имени Гнесиных в классе Анны Арзамановой, запомнился изящным и изысканным прочтением такого виртуозного сочинения, как Andante spianato и Большой блестящий полонез Шопена. Среди зарубежных участников выделились китаянка Цзичин Лин и швейцарец Лукас Шиш: оба покорили публику чистотой и искренней непосредственностью своего проживания музыки. В то же время в игре обоих были и проблемные моменты: интерпретации Цзичин Лин были достаточно спорными со стилистической точки зрения, а Лукасу Шишу в целом пока сложно конкурировать с закаленными конкурсными бойцами из московских десятилеток – победы еще ждут его в будущем.

Одной из противоречивых тенденций первого тура у нескольких участников стало преобладание агрессивной и напористой виртуозности над осмысленностью и глубиной трактовки. Характерными в этом контексте стали интерпретации Третьей сонаты Прокофьева, прозвучавшей в первом туре три раза: все без исключения – в запредельных темпах, крупными штрихами, на грани заноса в наиболее сложных виражах. В наибольшей степени это проявилось в выступлении Владимира Рублёва, ученика Бориса Березовского в МССМШ имени Гнесиных: грубый напор и фресковая неразличимость деталей. Такой стиль кажется попыткой подражания энергетике основателя конкурса Дениса Мацуева, но то, что в его творческом облике восхищает и покоряет, у его молодых коллег пока выглядит неубедительной пародией. Намного более зрело в аспекте воплощения запредельных технических трудностей проявил себя ученик Наталии Трулль Кирилл Роговой: он продемонстрировал безупречную выдержку и способность к завидной концентрации, с полным самоконтролем пережив «Ночь на Лысой горе» Мусоргского – Худолея – Дубова. Молодой музыкант обладает бесспорным потенциалом и перспективой творческого роста, но в данный момент скорее находится в процессе поиска собственной творческой индивидуальности, отсюда – ощущение несвободы в собственных трактовках вопреки безусловной технической стабильности.

Второй тур в КЗЧ сопровождал ГАСО имени Светланова под управлением Ивана Никифорчина. Дирижеру и коллективу удалось выстроить гармоничный баланс с юными солистами и не подавлять их оркестровой звуковой массой. В то же время заметна была разница между теми, кто уже обладал немалым опытом игры с оркестрами, и новичками: у последних не всегда получалось найти нужный контакт с дирижером. Тем не менее второй тур стал для молодых пианистов событием с очевидностью более волнующим, чем первый: живо ощущалось воодушевление подростков на сцене, их радость от выступления в огромном зале, транслируемый в аудиторию вдохновенный артистизм. Практически всем удалось намного ярче раскрыться именно в сотворчестве с оркестром, нежели в исполнении сольной программы. Так, безусловной удачей стало исполнение Первого концерта Листа Захаром Внутских (воспитанник Дарьи Рябовой в ЦМШ-АИИ): в первом туре не вся программа была в полной мере убедительной, но в игре с оркестром он проявил себя как артистичный мужественный виртуоз. Продолжили свое триумфальное шествие по конкурсной дороге и Елисей Мысин, и Варвара Заруднева, и Лев Бакиров. Задорно и темпераментно был исполнен Цзичин Лин Концерт Равеля. Завершавший второй тур Кирилл Роговой смело взял весьма рискованный темп в финальных вариациях Рапсодии на тему Паганини Рахманинова и буквально повел за собой оркестр, поставив уверенную точку в конкурсных прослушиваниях.

Формат Grand Piano Competition позволяет жюри поддержать сразу многих участников, и в этом году было выбрано девять лауреатов: Лев Бакиров, Владимир Рублёв, Цзичин Лин, Иван Чепкин, Варвара Заруднева, Йи Ан, Фалес Юн Хей Чан, Елисей Мысин и Кирилл Роговой. В целом результаты очевидны – в число триумфаторов конкурса вошли его бесспорные лидеры. Весьма острую дискуссию среди меломанов вызвало, пожалуй, лишь отсутствие в списке Захара Внутских, и их можно понять – на втором туре он был одним из лидеров; жюри же оценивало, вероятно, свои впечатления по итогам всего состязания. С другой стороны, не в полной мере логичным кажется включение в число лауреатов Владимира Рублёва с его агрессивным и несколько прямолинейным напором.

Особый интерес вызвала, конечно же, судьба Гран-при в виде роялей, разыгранных на гала-концерте: этот приз, согласно условиям состязаний, присуждается всеми членами жюри. Настоящая интрига, ибо решения всегда и очевидны и неожиданны одновременно! В этот раз Гран-при достались Льву Бакирову и Кириллу Роговому. Уровень конкурса, однако, таков, что с не меньшей обоснованностью обладателями Гран-при могли стать и Варвара Заруднева, и Елисей Мысин…

 

Впрочем, на Grand Piano Competition никто не уходит без наград, и на гала-концерте на участников буквально как из рога изобилия сыпался вал ангажементов, стипендий, специальных призов. Ассоциация музыкальных журналистов, критиков и музыковедов, генеральным директором которой является Евгения Кривицкая, также учредила свою награду – интервью в журнале «Музыкальная жизнь». Она досталась Варваре Зарудневой. Подобная поддержка на старте карьеры молодых музыкантов поистине бесценна. «Питомцы гнезда Мацуева» – это горячая, дерзкая, бурлящая молодая кровь, готовая к завоеванию новых вершин и свершениям во славу великого русского фортепианного искусства.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»