Сегодня в ответ на упоминание «Музыкальной академии» можно нередко услышать удивленное: «А она еще существует?» Вопрос закономерный: некогда самое влиятельное в стране периодическое издание о музыке после перестройки утратило свое величие. Что неудивительно. Ведь название «Советская музыка», под которым журнал выходил на протяжении шестидесяти лет с 1933 года, очень точно отражало суть: на его страницах формировался облик советской музыки (иногда в полемике, чаще – директивно), выступали крупнейшие композиторы, исполнители и музыковеды страны, обсуждалось невероятное количество премьер (и театральных, и симфонической, и камерной музыки) и все то новое, что происходило в музыкальном искусстве. Главными редакторами журнала были крупнейшие музыкальные деятели и музыковеды – Дмитрий Кабалевский, Георгий Хубов, Юрий Келдыш, Елена Грошева, Юрий Корев.
Наконец, «Советская музыка» была рупором руководителей культуры и страны, официальным органом печати, где публиковались постановления, стенограммы; похвала здесь могла открыть перед человеком многие двери, а осуждение – перекрыть кислород. На ее страницах и между строк деятели советского искусства искали указания и намеки – что сочинять, что говорить, в каком направлении двигаться. В истории журнала немало печальных эпизодов. Здесь громили формалистов, здесь Мариан Коваль опубликовал печально знаменитую трехсерийную разгромную статью о творчестве Шостаковича, здесь казнили и каялись. Идеологизированность издания была колоссальной, и, несмотря на это (а иногда и благодаря этому), «Советская музыка» остается одним из наиболее ценных документов в изучении нашей музыкальной истории.
К юбилею издательство «Композитор», которое на вечере представлял его шеф-редактор Петр Поспелов, выпустило реплику первого номера журнала – ценный подарок, красивый и эффективный способ напомнить о его прежней роли. Последнее действительно необходимо: не умаляя заслуг послеперестроечных редакций, надо признать, что издание сильно изменилось. По пословице «как вы яхту назовете, так она и поплывет», с новым названием «Музыкальная академия» издание во многом утратило актуальный характер, сместившись в академическое научное поле; в последние годы журнал хорошо знаком лишь профессионалам и тем, кого интересуют ВАКовские публикации. И это, несомненно, важная ниша, серьезные исследовательские статьи должны публиковаться и в непростые для нашей музыкальной науки времена.
Концерт к 85-летию, организованный реорганизованным Союзом композиторов России, прошел в Московской консерватории, в небольшом Зале имени Мясковского, что символично. Мясковский публиковался в журнале, был членом его редколлегии и вышел из нее после опубликования Постановления 1948 года, где был обвинен в формализме. Несмотря на почти домашний формат, вечер стал декларацией новых намерений журнала. Как в старые времена, он объединил музыковедов, композиторов, исполнителей и новую российскую музыку, а ведущий вечера – новый главный редактор «Музыкальной академии» Ярослав Тимофеев – пообещал, что издание, подобно Академиям Платона, станет площадкой для свободного диалога мыслящих людей.
В это очень хочется верить: Ярослав – один из самых интересно и свободно мыслящих людей в современном музыковедении и, несмотря на молодость, пользуется огромным авторитетом в самых разных музыкальных кругах. А объединять все стороны музыкального процесса Союз композиторов РФ начал еще до юбилея журнала; прекрасно то, с каким интересом и энтузиазмом его генеральный директор Карина Абрамян вникает во все процессы и поддерживает новые инициативы. Летом впервые прошли «Композиторские читки» – совместный проект Союза и Московского Ансамбля Современной Музыки. Проект очень важный для молодых композиторов, получивших возможность работать с опытными музыкантами, обсуждать исполнительские приемы, получить комментарии старших коллег – композиторов Юрия Воронцова, Дмитрия Курляндского, Настасьи Хрущёвой. Итогом таких читок могут стать не только концерты и новые сочинения, но и полезные практические статьи об актуальном состоянии новой музыки и исполнительстве.
Пока же МАСМ представил сочинения трех композиторов-кураторов и молодых авторов, получивших наибольшие симпатии музыкантов: «Душа и миф» Лилии Исхаковой из Казани, «Ушу» Валерии Кухта из Санкт-Петербурга и «Trolling music» Венедикта Пеунова из Нижнего Новгорода. Радует широта географического охвата – Союз вновь стремится не выпускать из внимания регионы. Обнадеживает и «Музыкальная академия», заявившая о желании подтягивать в академическую науку свежие кадры. Осенью Союз провел всероссийский конкурс молодых музыковедов на лучшую работу о творчестве российских композиторов последних 30 лет. Обладателем Гран-при стал Богдан Королёк, помощник художественного руководителя театра «Урал Опера Балет», за статью о петербургском затворнике, композиторе Юрии Красавине, создавшем для театра авторскую версию партитуры балета «Пахита». Всех лауреатов привезли в Москву и торжественно наградили – такое отношение вселяет энтузиазм и точно подвигнет молодежь активнее работать в этом жанре. Так, лауреат I премии Ирина Папина из Петрозаводска, написавшая работу об Александре Вустине, рассказала, что давно читает «Музыкальную академию», и эта награда, как и будущая публикация, – воплощение ее мечты. Лидером стала Санкт-Петербургская школа – награды получили тексты Ивана Абрамова, Надежды Карпун и Алины Киреевой из северной столицы; москвич в списке победителей один – выпускник Московской консерватории Сергей Уваров.
Особенно приятно было присутствие корифеев журнала Марины Израилевны Нестьевой, работающей в редакции 63 года, и Виктора Ароновича Юзефовича. Их краткие приветствия дают надежду на то, что ниточка связи с прошлым, все-таки важная в новой – и, хочется надеяться, очень успешной – жизни журнала, не прервется.