Владислав Лаврик (р. 1980) — потомственный музыкант, один из лучших современных трубачей, солист Российского национального оркестра и ансамбля musicAeterna — уже более десятилетия известен и как дирижер. Ему приходится чередовать две профессии, а на этом диске он их соединяет. Репертуар выбран более чем подходящий: концерты композиторов XVIII века, работавших в додирижерскую эпоху, когда вступления и темпы показывал тот же, кто играл на клавире или на скрипке. В данном случае он играет на трубе, и это слушается не менее органично: солист/дирижер пребывает в счастливой гармонии и с самим собой, и с Тульским филармоническим симфоническим оркестром.
Лаврик и тульские музыканты играют музыку классицизма и барокко легко, естественно и прозрачно. Это не аутентичное исполнение, но по стилю к нему приближается. Концерты Йозефа Гайдна и Иоганна Непомука Гуммеля были написаны на границе XVIII и XIX веков для венского музыканта Антона Вейдингера, изобретателя трубы с клапанным механизмом. Благодаря ему труба перестала играть только фанфарные ходы, а превратилась в мелодический инструмент — и концерты австрийских классиков с упоением раскрывают в партии солиста эти новые возможности. Оба концерта сочинены в тональности ми-бемоль мажор, а сольная партия записана в строе Es. В современном оркестре такие трубы применяются редко: их успешно вытеснили хроматические трубы в строе B. Однако на этой записи Лаврик играет именно на трубе in Es, очаровательно передавая на ней задуманную композиторами фразировку, смакуя синкопы, заливаясь трелями, легко пробегая гаммы, шутя преодолевая скачки и, конечно, чаруя струящимся легато. Царит и торжествует мажор — тем более проникновенно звучит минорная средняя часть в Концерте Гуммеля, заставляющая вспомнить лучшие страницы Моцарта.
Концерт, автором которого является чешско-немецкий композитор Иоганн Баптист (или Ян Кржтител) Георг Неруда, написан в гораздо более раннюю эпоху — около 1750 года, причем в оригинале — для ныне забытого натурального инструмента валторны да качча. Но он тоже звучит в ликующем ми-бемоль мажоре, причем все три его части. В отличие от классических концертов Гайдна и Гуммеля, здесь струнную группу поддерживает архаичный тульский клавесин. Отличаются и вставки, придуманные Лавриком: если Гайдну он подарил ожидаемую стилизованную каденцию, то для Неруды сочинил нечто ярко театральное и даже авангардное.
Тональность эффектно сменяется в последнем номере программы, где начинает звучать весенний ре мажор. Готфрид Генрих Штёльцель, немецкий мастер барочной эпохи, предназначил свой Концерт для гобоя — а теперь он звучит в остроумном переложении для трубы, которое сделал канадский трубач Мишель Рондо. Эту музыку Лаврик играет не на трубе in D, как можно было бы ожидать, а на еще более высокой трубе-пикколо in A. Праздничное звучание инструмента возносится куда-то в горы и к небесам, изображенным на обложке, что не мешает пультам оркестра уверенно стоять на сцене Тульской филармонии, звукорежиссеру Михаилу Спасскому — филигранно выстраивать звук, а фирме «Мелодия» — добавлять в свой и без того обширный каталог новые редкие сочинения.