Плоды чтения События

Плоды чтения

В Музее Прокофьева в Москве прошла новая серия проекта «Композиторские читки»

«Есть ли жизнь после консерватории?» – спрашивали друг друга участники «Композиторских читок». Это, конечно, шутка, но за ней скрываются вполне реальные вопросы. В вузах создается комфортная среда: здесь можно встретить единомышленников, часами сидеть за изучением партитур и неспешно что-то писать. Проблема всего одна: это абсолютно замкнутый мир. Только на выходе из него выясняется, что оркестры не рвутся заказывать новые сочинения, ансамблей слишком мало, а работу в театрах и арт-институциях не так просто найти, потому что нет контактов или некому дать рекомендацию. К реальной жизни композиторов готовят не в консерваториях, ведь самые необходимые навыки студенты получают на всевозможных курсах и мастер-классах. «Композиторские читки» – совместный проект Союза композиторов и Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) – один из первых этапов, когда молодым авторам удается покинуть пределы своего класса, вуза, а иногда и города.

В этом сезоне – а проекту уже пять лет – организаторы получили свыше 70 заявок от композиторов из разных регионов России, но дело даже не в числе желающих. Заметно возросло качество партитур. Первые «Читки» были достаточно робкими: сочинения присылали сплошь академичные и по-ученически правильные. От сезона к сезону среди произведений стало появляться больше перформативных работ и пьес с электроникой. Сегодняшние студенты консерваторий гораздо свободнее чувствуют себя в работе с расширенными инструментальными техниками и изобретательно подходят к звуку.

Участник Читок Константин Степанов и солисты МАСМа Олег Танцов и Иван Бушуев

Удачно на этих «Читках» были подобраны и композиторы-кураторы. У них разные области интересов, поэтому лекции и занятия затрагивали несколько направлений и тем. Антон Танонов – доцент Санкт-Петербургской консерватории, сконцентрировался на мюзиклах. У него большой опыт работы в этом жанре, и в своей лекции он детально обрисовал практические аспекты: взаимодействие участников постановочной команды, артистов и музыкантов, выбор сюжетов и устройство спектаклей. Николай Попов, руководитель Центра электроакустической музыки Московской консерватории, сделал обзорную лекцию о мультимедиакомпозиции. В ней он показывал разные методы работы с музыкальным материалом, а также рассказал о способах записи таких произведений. Финальную лекцию в проекте прочел Владимир Горлинский – композитор и импровизатор, много сотрудничающий с Электротеатром Станиславский. Он говорил о транслировании идей с помощью нотации и о том, как разные способы записи могут быть трактованы и восприняты исполнителями.

Лекции, конечно, важны и полезны, но главное в «Читках» – возможность поработать с ансамблем. Формат исполнений сочинений в эскизном варианте, а затем комментарии музыкантов – то, чего остро не хватает в консерваторских программах. Непонятно, почему подобные занятия не включены как обязательные в вузах и почему у композиторов вообще так мало практики. На госэкзамене студенты должны представить сочинение для оркестра, но при этом почти не имеют доступа к нему. Количество репетиций всегда ограниченно, а авторам еще и выдают длинный стоп-лист, исходя из которого – чем проще пьеса, тем больше вероятности, что она будет сыграна процентов на пятьдесят. С ансамблями дела обстоят лучше: в Москве и Петербурге регулярно исполняют молодых композиторов, но в регионах поиск музыкантов редко когда увенчивается успехом. Ситуация выглядит так, как если бы у студентов-врачей вообще не было практики, а все обучение сводилось к штудированию учебников и атласов. Невозможно стать доктором, никогда не работая с живыми людьми, но также невозможно писать инструментальные сочинения без контактов с музыкантами.

Ольга Дёмина исполняет пьесу Николая Попова KCI_23/11 для виолончели и электроники

В России любят устраивать композиторские конкурсы, хотя форматы наподобие «Читок» были бы куда полезнее. Каждый студент сталкивается с проблемой того, как корректно записывать нужные звуки, и заметно, что при создании пьес многие не консультируются с исполнителями, а пользуются только справочниками. В вузах, судя по всему, тоже мало могут помочь: из года в год на «Читках» выясняется, что композиторы либо не знают, где искать нужную информацию, либо обращаются к устаревшей и неактуальной литературе. В регионах трудно отыскать исполнителей, ведь многие из них не занимаются современной музыкой и не всегда способны дать толковый совет. В общем, если пару конкурсов заменить на полноценные занятия с ансамблями, то от этого выиграют все.

У «Читок» действует и накопительный эффект: многие студенты посещали проект сначала как вольнослушатели, затем уже в качестве участников, и профессиональный рост композиторов заметен невооруженным взглядом. МАСМ в этот раз тоже не столько вычищал ошибки, сколько выступал соавтором, предлагал необычные решения и ходы в сочинениях. Уже традиционно по окончании «Читок» был устроен концерт, где исполнялись сочинения кураторов и нескольких других российских композиторов. Программа в Музее музыки показывала очень разные авторские стратегии: от вполне традиционного письма для инструментов до мультимедиапьес. Здесь исполнялись Revisité Дмитрия Бурцева – сочинение, построенное на переливах и россыпи звуков, «Серенада шарманщика» Эльмира Низамова, в которой были найдены очень тонкие шумовые эффекты, и виртуозная, вычурно написанная «Огненная токката» Танонова. Наиболее экспериментальными по языку и использованным средствам оказались финальные сочинения: KCI_23/11 Попова, в нем действия виолончели дублировались на видео, и «Брампутапсель» для бас-флейты и бас-кларнета Горлинского – работа дерзкая и невероятно драйвовая.

Участница Читок Арина Бикулова и солист МАСМа Иван Бушуев

Для молодых авторов посещение «Читок» – хорошая возможность наладить социальные связи: получить полезные знакомства и приглашения в другие проекты. Участником лаборатории Николая Попова в галерееГРАУНД Солянка стал Илья Вязов; Станислав Фролов и Даниил Ерёмин были отобраны на Международную академию молодых композиторов в Чайковском, резиденцию в МАСМ получил Денис Щевелёв. Нескольких авторов – Арину Бикулову, Ригель Винскую и Дениса Щевелёва – отметили стипендиями Союза композиторов.

Следующие «Читки» пройдут в конце июня в Петербурге, а после композиторов ждет отличный бонус: лучшие сочинения участников всех лет будут записаны МАСМ и выпущены на фирме «Мелодия».

Московский ансамбль современной музыки. Ольга Дёмина, Олег Танцов, Иван Бушуев, Глеб Хохлов
Шутка или скверный анекдот? События

Шутка или скверный анекдот?

В Нижнем Новгороде отметили юбилей Пушкина спектаклем «Пиковая дама. Балет»

Экзамен для артистов События

Экзамен для артистов

В Москве объявили лауреатов IX Конкурса Галины Вишневской

Один за всех События

Один за всех

Свердловская филармония представила орган нового поколения

Будущее услышано События

Будущее услышано

Завершился второй тур IV Международного конкурса Grand Piano Competition