Плоды просвещения События

Плоды просвещения

В Театре имени Н.И. Сац прозвучали сочинения французских классиков

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Если бы печальная участь в виде долгосрочных ремонтных работ не постигла Театр Сац, то не родился бы здесь проект с говорящим названием «RE-Конструкция». Творческие люди всегда при деле, любой негатив они легко превращают в позитив. «RE-Конструкция» дала всей труппе возможность дышать и продолжать свою деятельность. Под управлением главного дирижера Артема Макарова оперный оркестр стал еще активнее осваивать симфоническую музыку: в фойе второго этажа теперь уже традиционно проходят их концерты. На совершенно незнакомые имена и произведения собирается полный зал – это огромная победа руководства и всего коллектива. В этот раз маэстро Макаров предложил слушателям «отведать» изысканных сочинений Клода Дебюсси, Франсиса Пуленка и Мориса Равеля. На сцене появился ведущий (в прошлых концертах этой роли не было) – заместитель художественного руководителя театра Дмитрий Дьяченко, который доступно рассказывал о звучавшей музыке и ее концепции. В подробных комментариях он говорил не только об истории создания произведений, их образной составляющей, но и поднимал вопросы общеэстетического порядка, например, что такое импрессионизм, какие качества характерны для него. А видеоконтент стал еще одной важной частью вечера. На большом экране, в соответствии с тем, что исполнялось, демонстрировались произведения великих европейских художников – морские пейзажи импрессионистов, старинные фрески, картины эпохи Ренессанса.

Концерт открылся знаменитым «Морем» Клода Дебюсси – сочинением, представляющим определенную долю сложности в исполнении: композитор явно не пожалел музыкантов. Тем не менее оркестр Театра Сац проявил смелость и пошел на риск. Однако не все сложилось, как хотелось: интерпретации не хватило большего проникновения в тонкую французскую эстетику, звучание было довольно прямолинейным и слишком крупным, русским. Впрочем, выразительно сыгранные соло и общая целостность, которую Макаров сумел придать трем разнохарактерным частям произведения, убедили в том, что дирижер не зря включил в программу «Море». Но отточить мастерство, чтобы этот яркий импрессионистский пейзаж получился более красочным и живым, оркестру еще предстоит.

Зато в кантате «Дева-избранница» коллектив показал себя во всей красе. Здесь Дебюсси воплощает историю поэта и художника Данте Габриэля Россетти о девушке, попавшей после смерти в Рай. Дева, оказавшись в окружении влюбленных пар, молит Богоматерь и хор ангелов отправить к ней ее возлюбленного, оставшегося на Земле, но тщетно. Это произведение, написанное в сладостно-романтическом духе а-ля Массне, обрело почти идеальную трактовку под руками Артема Макарова. Голоса женского хора (хормейстеры – Ксения Кулакова и Дмитрий Брашовян) уносили в какие-то райские кущи, из которых не хотелось возвращаться, и нежили слух. Стилистически адекватно оригиналу выглядели и две солистки театра: бархатное меццо Анна Холмовская (Рассказчица) и сопрано Полина Севастьянова с чувственным и при этом довольно нежным голосом (Дева-избранница).

В прозвучавших следом произведениях приоритет был за хором: именно он был на первом плане в представленных творениях Франсиса Пуленка.

Кантата «Снежный вечер» на стихи Поля Элюара для хора a cappella – одна из трагических страниц в творчестве композитора, это его реакция на события Второй мировой войны. Интимная мини-кантата (она звучит семь минут), пронизанная чувствами безнадежности и одиночества, впечатляет благодаря лаконизму музыкальных средств. Поэтический текст Элюара связан с образами страха и зимнего мороза. Обреченность авторских настроений блистательно, одухотворенно воплотил хор театра. Пуленк предписал исполнителям большой разброс в динамике: например, ff часто сменяется на pp, и наоборот. Еще одна сложность – в постоянной перемене размера. Все эти проблемы музыканты как будто бы не ощущали: в их исполнении главенствовало ощущение невероятной, мнимой легкости материала, а это знак большого профессионализма и высокого уровня мастерства.

Драматическая линия продолжилась в еще одной кантате Пуленка – Stabat Mater: блестящий потенциал хористов можно было оценить и тут. Их яркое, стройное, точное пение, потрясающая палитра оттенков придавали сочинению особый накал и силу.

А дирижер показал безупречно выстроенную музыкальную драматургию произведения, его полистилистичность: в кантате легко находятся аллюзии на одноименное сочинение Перголези, есть приметы французского романтизма в духе Тома или Массне, но присутствуют и страницы, написанные абсолютно авангардистским языком. И этот сплав различных направлений был подан маэстро крайне образно и вкусно. Страдательные эмоции, изначально заложенные в старинную секвенцию, Пуленк дополняет рядом различных, контрастных настроений. Но тема всемирной скорби, катастрофы и апокалипсиса в кантате побеждает все иные чувства: об этом говорит грозно-торжественный финал с его картинным постепенным успокоением-уходом, затиханием динамики и заключительными зловещими тутийными аккордами. Образ христианских страданий самодостаточно воплотила молодая звезда труппы меццо Дарья Хозиева: ее густое, насыщенное темными тонами и отличающееся регистровой свободой почти что драмсопрано живописало муки и горечь человека, жаждущего вымолить прощение за грехи.

Но заканчивать программу столь трагедийной, безнадежной музыкой было бы не совсем верно, и дирижер нашел необходимую ноту для финала французского вечера. Ею стал апофеоз сюиты «Моя Матушка-Гусыня» – «Волшебный сад». Воспевание добра, удивительная чистота и трогательность, заложенные в пьесе, пришлись как нельзя кстати и продолжили линию Stabat Mater Пуленка, но в ином ракурсе. После грандиозной драматической кантаты светлая равелевская миниатюра говорила о том, что только христианская добродетель и стремление любить могут победить все тяготы жизни. Такой неожиданный смысл приобрел этот номер в контексте всей программы Артема Макарова.

Суздалини со льдом События

Суздалини со льдом

Первый фестиваль Дениса Мацуева во Владимирской области принес много сильных ощущений

Дивный новый мир События

Дивный новый мир

Юсуповский сад стал декорацией к постановке «Мадам Баттерфляй»

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»