События

По-дружески душевно

В Уфе прошел Первый международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова

По-дружески душевно

Столица Башкортостана не обделена хорошими музыкальными фестивалями, связанными с именами Шаляпина, Нуреева, Спивакова. Но до сих пор там не было фестиваля Ильдара Абдразакова – уроженца Уфы, который своим именем прославляет малую родину на разных континентах.

Впрочем, причина прагматична: получить этого самого востребованного баса даже на неделю при его сверхнасыщенном графике – непозволительная роскошь, хотя Ильдар, по его словам, регулярно старается приезжать домой, где его всегда ждет любимая мама и другие родственники. Нашлось у него, наконец, время и для именного фестиваля.

Для избалованной, видавшей виды публики, скажем, Санкт-Петербурга (города, с которым тесно связана судьба Ильдара Абдразакова, начиная с его ошеломительной победы – Гран-при на международном конкурсе молодых певцов Елены Образцовой в 1999 году), три дня фестиваля – это непривычно мало, но для уфимской публики для первого знакомства с новым проектом – отличный рецепт. Его программа состояла из мастер-классов хозяина фестиваля и виолончелиста Борислава Струлёва в Уфимском институте искусств имени З. Исмагилова, трех концертов в Башкирском театре оперы и балета и концертном зале «Башкортостан», которые задали важные векторы будущих фестивальных смотров – поддержка молодых оперных певцов (в чем Ильдар оказался верным последователем идей Елены Образцовой) и музыка неакадемической традиции. Если первое отделение выдерживало филармонический настрой, где прозвучали коронные номера – ария короля Филиппа из «Дон Карлоса» Верди и «Элегия» Массне, то во втором Ильдар начал с того, что… встал за пульт азартно, полушутя дирижировать Пьяццоллу, вполне возможно предвосхищая свое будущее амплуа дирижера – по примеру маэстро Доминго. Тоска «Элегии» Массне, в которой аккомпаниатором певца выступил Борислав Струлёв, стала поводом вспомнить об ушедших, среди которых на видео оказались и Ирина Архипова, и Елена Образцова, и отец Амир Абдразаков (теле- и кинорежиссер, основатель киностудии «Башкортостан»), и Дмитрий Хворостовский (одним из зарубежных гостей фестиваля была Флоранс Хворостовская). Национальный симфонический оркестр респуб­лики Башкортостан под управлением Раушана Якупова постарался стать достойным партнером выдающегося земляка.

Баянист-виртуоз Айдар Гайнуллин вместе с виолончелистом Бориславом Струлёвым не стеснялись совмещать функции ковёрных, зажигая «то вместе, то поврозь» в Libertango Пьяццоллы, «Ревизской сказке» и «Польке» Шнитке. Даже киномузыкальный номер, во время которого публика будто бы попала на киностудию, где записывается номер, в исполнении Айдара Гайнуллина, автора музыки к фильму «Эйфория» (кадры из которого составили видеоряд), тоже в той или иной степени резонировал мемуарному настроению концерта. На песню «Occhi di fata» Луиджи Денца Ильдар вышел с охапкой красных роз и преподнес их маме Таскире Абдразаковой, не сдерживавшей слез счастья.

Второй концерт прошел под знаком благотворительности в поддержку Центра детского развития фонда «Мархамат». Слушатели познакомились с коллегами Ильдара по Мариинскому театру – тенором Сергеем Скороходовым и Башкирского оперного театра – сопрано Ларисой Ахметовой и баритоном Владимиром Копытовым (его уфимскими однокурсниками), а также молодым тенором Иделем Аралбаевым и лирико-колоратурным сопрано Дилярой Идрисовой (так же, как Ильдар, она с феноменальным успехом завоевывает оперные подмостки в Европе, покоряя своим искусством виртуозного пения в барочных операх).

Наконец, в заключительном концерте уфимцы и гости фестиваля получили возможность увидеть настоящую итальянку, да еще и не певицу, а дирижера – энергичную Сперанцу Скаппуччи, ассистентку самого Риккардо Мути. Солистами финального гала-концерта стали солисты Академии Елены Образцовой (руководителем которой является Ильдар Абдразаков) – баритон Гамид Абдулов и сопрано Алена Соболевская. В этом же концерте удостоился чести выступить совсем молодой певец, которого Ильдар выбрал во время своего мастер-класса – Салават Киекбаев, исполнивший башкирскую народную песню в сопровождении курая, а тенор Сергей Скороходов неожиданно для себя получил звание Заслуженного артиста Республики Башкортостан, что лишний раз подчеркнуло щедрость башкирской земли на таланты и широкие жесты. Событием следующего фестиваля станет дебют Ильдара Абдразакова в амплуа режиссера-постановщика оперы «Аттила» Верди.

Гармония на руинах События

Гармония на руинах

160-летие со дня рождения Рихарда Штрауса отметили в Санкт-Петербурге

Королевские игры События

Королевские игры

75-летие Ефрема Подгайца отметили в Екатеринбурге оперой «Алиса в Зазеркалье»

«Можно поручиться – человек исчезнет…» События

«Можно поручиться – человек исчезнет…»

На территории Винзавода проходит выставка Владимира Мартынова и Дмитрия Пошвина

Вещи вне себя События

Вещи вне себя

Как Ольга Викторова не поссорилась в Москве с Джачинто Шельси