События

По-дружески душевно

В Уфе прошел Первый международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова

По-дружески душевно

Столица Башкортостана не обделена хорошими музыкальными фестивалями, связанными с именами Шаляпина, Нуреева, Спивакова. Но до сих пор там не было фестиваля Ильдара Абдразакова – уроженца Уфы, который своим именем прославляет малую родину на разных континентах.

Впрочем, причина прагматична: получить этого самого востребованного баса даже на неделю при его сверхнасыщенном графике – непозволительная роскошь, хотя Ильдар, по его словам, регулярно старается приезжать домой, где его всегда ждет любимая мама и другие родственники. Нашлось у него, наконец, время и для именного фестиваля.

Для избалованной, видавшей виды публики, скажем, Санкт-Петербурга (города, с которым тесно связана судьба Ильдара Абдразакова, начиная с его ошеломительной победы – Гран-при на международном конкурсе молодых певцов Елены Образцовой в 1999 году), три дня фестиваля – это непривычно мало, но для уфимской публики для первого знакомства с новым проектом – отличный рецепт. Его программа состояла из мастер-классов хозяина фестиваля и виолончелиста Борислава Струлёва в Уфимском институте искусств имени З. Исмагилова, трех концертов в Башкирском театре оперы и балета и концертном зале «Башкортостан», которые задали важные векторы будущих фестивальных смотров – поддержка молодых оперных певцов (в чем Ильдар оказался верным последователем идей Елены Образцовой) и музыка неакадемической традиции. Если первое отделение выдерживало филармонический настрой, где прозвучали коронные номера – ария короля Филиппа из «Дон Карлоса» Верди и «Элегия» Массне, то во втором Ильдар начал с того, что… встал за пульт азартно, полушутя дирижировать Пьяццоллу, вполне возможно предвосхищая свое будущее амплуа дирижера – по примеру маэстро Доминго. Тоска «Элегии» Массне, в которой аккомпаниатором певца выступил Борислав Струлёв, стала поводом вспомнить об ушедших, среди которых на видео оказались и Ирина Архипова, и Елена Образцова, и отец Амир Абдразаков (теле- и кинорежиссер, основатель киностудии «Башкортостан»), и Дмитрий Хворостовский (одним из зарубежных гостей фестиваля была Флоранс Хворостовская). Национальный симфонический оркестр респуб­лики Башкортостан под управлением Раушана Якупова постарался стать достойным партнером выдающегося земляка.

Баянист-виртуоз Айдар Гайнуллин вместе с виолончелистом Бориславом Струлёвым не стеснялись совмещать функции ковёрных, зажигая «то вместе, то поврозь» в Libertango Пьяццоллы, «Ревизской сказке» и «Польке» Шнитке. Даже киномузыкальный номер, во время которого публика будто бы попала на киностудию, где записывается номер, в исполнении Айдара Гайнуллина, автора музыки к фильму «Эйфория» (кадры из которого составили видеоряд), тоже в той или иной степени резонировал мемуарному настроению концерта. На песню «Occhi di fata» Луиджи Денца Ильдар вышел с охапкой красных роз и преподнес их маме Таскире Абдразаковой, не сдерживавшей слез счастья.

Второй концерт прошел под знаком благотворительности в поддержку Центра детского развития фонда «Мархамат». Слушатели познакомились с коллегами Ильдара по Мариинскому театру – тенором Сергеем Скороходовым и Башкирского оперного театра – сопрано Ларисой Ахметовой и баритоном Владимиром Копытовым (его уфимскими однокурсниками), а также молодым тенором Иделем Аралбаевым и лирико-колоратурным сопрано Дилярой Идрисовой (так же, как Ильдар, она с феноменальным успехом завоевывает оперные подмостки в Европе, покоряя своим искусством виртуозного пения в барочных операх).

Наконец, в заключительном концерте уфимцы и гости фестиваля получили возможность увидеть настоящую итальянку, да еще и не певицу, а дирижера – энергичную Сперанцу Скаппуччи, ассистентку самого Риккардо Мути. Солистами финального гала-концерта стали солисты Академии Елены Образцовой (руководителем которой является Ильдар Абдразаков) – баритон Гамид Абдулов и сопрано Алена Соболевская. В этом же концерте удостоился чести выступить совсем молодой певец, которого Ильдар выбрал во время своего мастер-класса – Салават Киекбаев, исполнивший башкирскую народную песню в сопровождении курая, а тенор Сергей Скороходов неожиданно для себя получил звание Заслуженного артиста Республики Башкортостан, что лишний раз подчеркнуло щедрость башкирской земли на таланты и широкие жесты. Событием следующего фестиваля станет дебют Ильдара Абдразакова в амплуа режиссера-постановщика оперы «Аттила» Верди.

«Голубой огонек» на «Рассвете» События

«Голубой огонек» на «Рассвете»

Музыканты проекта «Притяжение» устроили веселые проводы Старого Нового года

Золотое прикосновение Людмилы Семеняка События

Золотое прикосновение Людмилы Семеняка

16 января Большой театр России отмечает юбилей одной из своих самых ярких балерин, а ныне педагога труппы, народной артистки СССР Людмилы Семеняка

В юбилей Скрябина обошлись без дирижера События

В юбилей Скрябина обошлись без дирижера

В Концертном зале имени П.И.Чайковского открылся Первый Международный фестиваль имени А.Н.Скрябина

Гармония противоречий События

Гармония противоречий

Исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Скрябина