По ком звонит колокол События

По ком звонит колокол

К 100-летию Александра Солженицына Большой театр поставил оперу Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича»

Премьера спектакля прошла накануне юбилея писателя в декабре 2018 года. Апрельские спектакли предваряли еще одну знаковую дату – ​десять лет с момента мировой премьеры оперы в Перми. Режиссером-постановщиком обеих сценических версий выступил Георгий Исаакян, которому изначально принадлежала идея «перевода» прозы Солженицына в пространство музыкального театра.

История рождения замысла, оперы, спектакля раскрывается на страницах театрального буклета в прямой речи композитора Александра Чайковского, режиссера Георгия Исаакяна (оба выступили соавторами либретто), дирижера-постановщика Игната Солженицына и в опубликованной там же переписке режиссера с писателем, итогом которой стало благословение Александра Исаевича к созданию спектакля («да будет оправдан ваш замысел – творческой удачей»).

Десять лет разделяют пермский и московский спектакли. Что привнесла новая режиссерская интерпретация в музыкальное повествование о политических жертвах сталинского режима?

Чувство сопричастности этой пронзительной трагической истории рождается еще до начала спектакля, что предопределено и остротой темы, и значимостью фигуры Александра Солженицына, чьи сочинения сегодня не только не утрачивают, но и наращивают актуальность в другом историческом контексте. В отличие от пермского инварианта московский спектакль решен камерно: он поставлен на сцене имени Б. А. Покровского, где зал рассчитан на 200 мест. Это, быть может, и есть один из главных ресурсов, который генерирует иное прочтение «музыкальной летописи ГУЛАГа».

Сценическое пространство заполняет не только собственно сцену, но и вынесено за ее пределы, включая узкие проходы зрительного зала и боковые балконы. Расхожий режиссерский прием в данном случае диктует не только тотальное погружение в действие, но и колкий эмоциональный фон личного восприятия. Зритель становится молчаливым соучастником театральной «игры» еще до начала действия, когда видит над головой колючую проволоку, тусклые металлические светильники и курсирующих по балконам-«вышкам» часовых. Хронотоп сопричастности гулко отмечает начало спектакля: надзиратель Татарин (один из персонажей спектакля), стоя за последним рядом зрительного зала, трижды ударяет в лагерный колокол. С этого момента театральное время и пространство отмеряется событиями одного дня лагерной жизни политзаключенных.

Подобно средневековой мистерии, режиссер «монтирует» эпизоды спектакля на разных участках театрального пространства, то отдаляя, то приближая их к публике. Коробка сцены, где происходит большая часть эпизодов, – лагерная зона и соцгородок (место работы заключенных). Справа от зрителей, на боковом выступе, где выстроено еще одно пространство сцены, действие переносится то в комнату досмотра, то в кабинет медпункта, то в купе поезда. Воспоминания персонажей вынесены за пределы сцены. Самое яркое из них – лирический эпизод «виртуального» диалога главного героя с женой, во время которого он остается на сцене, в лагерной камере за чтением письма из дома, а ее фигура неожиданно «оживает» под лучом света в зрительном зале. Простая деревенская женщина с кадушкой белья повествует за работой о новостях колхозных будней и новом послевоенном промысле «красить ковры».

Сцена из спектакля. Захар Ковалев — Иван Денисович Шухов (в центре)

Художественное оформление спектакля выполнено Алексеем Вотяковым (художник-постановщик) и Айваром Салиховым (художник по свету) с сохранением опоры на реалистичность сценографии пермского спектакля.

Опера «Один день Ивана Денисовича» – музыкальная хроника одного дня из жизни политзаключенного Шухова, где музыка – тот ключ, который переводит прозу Александра Солженицына в лирический план партитуры Александра Чайковского. Музыкальный текст многомерен и многозначен. Наряду с яркой индивидуальностью композиторского почерка он сохраняет очевидные преемственные связи с традициями отечественной оперной школы, прежде всего Мусоргского, Шостаковича, Прокофьева. Преобладающая ариозность вокальных партий вносит в характеристики персонажей сдержанный тон личного повествования, тогда как броские жанровые клише превращаются в меткие штрихи музыкальных портретов и ситуаций. Стилизация старинных церковных песнопений и русской протяжной песни становится музыкальной звукописью Алешки-баптиста – персонажа, во многом напоминающего Юродивого Мусоргского. Звонкие интонации «Песни встречного» («Нас утро встречает прохладой») дополняют групповой портрет бойких студенток из Ленинграда, укрывающих в купе Тюрина. Народный танец «Молдовенеска» возникает как музыкальная лексема молодого молдаванина, которого не досчитываются на перекличке заключенных после работ. Ритмоформулы танцевальных жанров то и дело проникают в музыкальный контекст ироничными комментариями, обнажая трагический абсурд происходящего. Таково танго в воспоминании Кавторанга Буяновского о «специальном магазине, полном продуктов», который показательно открыли перед ялтинским совещанием глав стран «Большой тройки». Или болеро в хоровой картине «Лагерный словарь» как саркастичный символ КВЧ (культурно-воспитательной части).

Еще один жанровый пласт возникает при сопоставлении оперы «Один день Ивана Денисовича» со «Страстями по Матфею» Баха. На эту параллель в одной из бесед указывал Александр Чайковский, замечая, что его произведение «близко баховским “Страстям”, это “Страсти” по Ивану Денисовичу». Подобный ассоциативный ряд прослеживается на разных уровнях художественного текста. 1

В центре «Страстей» – «невинный Агнец Божий, на Кресте убиенный». Ключевой образ оперы – фигура несправедливо осужденного, страдающего человека, жертвы политического режима, заключенного ГУЛАГа. На первый взгляд, в либретто он персонифицирован в образе Ивана Денисовича Шухова. Историю его ареста зритель узнает из первых уст: «На Северо-Западном всю армию-то окружили. Я два дня в плену побыл, и убежали впятером. По болотам прокрались, чудом к своим попали. Нам сказать бы, что бродили по лесам, а мы сдуру, мол, из плена. Мать вашу так! Фашистские агенты». Здесь, как и в вокальных номерах других персонажей оперы, сохранен подлинный текст Солженицына (в сокращении).

Соотнесение с образом невинного страдальца возникает не только в связи с главным героем, но и другими узниками сталинских лагерей, представленных в опере. Среди них выделяется фигура Кавторанга Буяновского, благородный порыв которого («Вы права не имеете людей на морозе раздевать, девятую статью Уголовного кодекса не знаете») обернулся десятью сутками пребывания в карцере, что сродни смерти.

Сцена из спектакля. Купе. Ирина Хрулева, Александра Наношкина, Анна Семенюк — студентки из Ленинграда

Тема сострадания – важнейшая для «Страстей» – прочерчена и в опере. В отличие от баховского сочинения, где персонажи от начала и до конца сохраняют ролевую принадлежность к одной из групп (жертва/палачи/наблюдатели), действующие лица оперы лишены подобной однозначности – заключенные «примеряют» попеременно роль жертвы и наблюдателя, а персонажи воспоминаний превращаются из наблюдателей (девушка из поезда) или палачей (Комполка) в таких же жертв политического режима.

Смысловые параллели со «Страстями по Матфею» рождаются и при сопоставлении скорбных образов шествующей толпы заключительной картины первого действия оперы («Шествие колонны на работы») и вступительного хора «Страстей по Матфею» (шествие на Голгофу). Эта метафора усилена визуальным рядом: ворота соцгородка рождают жуткие ассоциации с вратами ада. Очевидны также и сугубо музыкальные аналогии со «Страстями» Баха – в стилизации вступительной темы оперы (изломанный речитатив струнных и деревянных духовых) и четырехголосном фугато в картине «Дорога назад».

В финале Иван Денисович беседует с Алешкой-баптистом о вере и признается: «Я ж не против Бога, не против… Только не верю я ни в рай, ни в ад». Пережив еще один день адских лагерных будней, он пронзительно и страшно итожит, что это «почти счастливый день», ведь «много удач выдалось: в карцер не посадили, в обед кашу закосил, бригадир процентовку закрыл хорошо, стену клал весело, на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря, табачку купил. И не заболел, перемогся». И добавляет, что «дней таких было три тысячи шестьсот пятьдесят три». Дней, когда, промолчав, перетерпев, перестрадав, удалось главное – сохранить человеческое в нечеловеческих условиях и выжить.


1 Упоминание этого можно найти в первом музыковедческом исследовании оперы (Платонова С.М., Бадретдинова И.Р. Опера «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского: путеводитель. Учебное пособие по истории отечественной музыки. – Уфа, 2017. – С. 36).

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории