Победа над роком и печалью События

Победа над роком и печалью

Московская филармония открыла сезон музыкой Чайковского

Три года назад Московская филармония отметила 100-летие и, вспомнив о славном прошлом, стала обзаводиться новыми традициями. Например, открывать сезон выступлением сильного регионального оркестра вместе с Денисом Мацуевым. В этом году по приглашению Московской филармонии вновь стал Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Да, эти музыканты давние друзья, но кроме этого есть художественная сторона, планка качества исполнения, и она у ГАСО РТ неизменно высока, и коллектив вполне способен конкурировать со столичными грандами.

Грамотная репертуарная стратегия, выработанная маэстро с тандеме с продюсером и единомышленником Алексеем Пилюгиным, интереснейшая афиша, в которой несмотря на логистические и иные сложности представлено большое количество разных солистов и дирижеров, в том числе зарубежных, которые едут в Казань напрямую, по эксклюзивному приглашению ГАСО РТ

Старт в Москве прошел под знаком Петра Ильича Чайковского, чье имя носит главный филармонический зал на Тверской, 31. Денис Мацуев выбрал Первый концерт Чайковского, который, по признанию артиста, он сыграл за свою карьеру около трехсот раз. Для него эта музыка – один из главных символов России, один из неофициальных гимнов, и просто сочинение, с которого начался его стремительный взлет после победы на Международном конкурсе имени Чайковского. Мацуев и сейчас легко обошел бы любого соперника: его технический аппарат превосходен и не дает осечек, октавы эффектны в своем неукротимом напоре, но музыкальная речь не ограничивается внешней риторикой. В повествовательных и лирических эпизодах он «вытаскивает» интересные подголоски, пластично строит фразы, радует разнообразием звуковой палитры.

Слушать Первый концерт в его интерпретации было очень увлекательно: каждая тема приносила новое событие, солисты оркестра вели свой диалог с роялем (особенно хочется отметить первую флейту Венеру Порфирьеву), а в кульминациях ГАСО РТ позволял себе продемонстрировать мощность и объем звука, отвечающий энергетическому посылу солиста. Совсем недавно Мацуев играл этот же концерт в Уфе, где публика аплодировала почти после каждого эффектного пассажа. Здесь же, когда по окончании первой части зал понимающе замер, Мацуев не сдержался и сделал жест, типа «вот это я понимаю, Московская филармония!».

На бис Денис сыграл «Осеннюю песнь» из цикла «Времена года» Чайковского, полную хрупкой печали и негромких размышлений о том, как «грустна эта земля».

На этом наступил антракт, давший передышку перед следующим драматическим полотном – Пятой симфонией Чайковского. О ее концепции существуют разные мнения, считается, что финал несет в себе остаточный трагический шлейф, а завершение на теме рока в мажорном варианте дает множественность толкований, осталась ли победа за злом или добром. Сладковский трактует эту симфонию как явную предтечу Шестой, «Патетической» симфонии Чайковского. Он вслушивается в партитуру, рельефно подчеркивая множественность ламентозных интонаций, вздохов, элегических мотивов. Во второй части и в Вальсе главной оказывается тема воспоминаний – о прекрасном, недостижимом идеале, о безвозвратно потерянной безмятежности юных лет, куда врывается рок, ужас перед грядущим. Но финал однозначно воспринимался прорывом, триумфом, в котором победительный поток сметал всю ностальгию и меланхолию. ГАСО РТ и маэстро Сладковский провели слушателей по сложному тернистому пути, представив не громогласно-поверхностного Чайковского, а тонко чувствующего, бесконечно размышляющего и ищущего ответы на «проклятые вопросы» творца. Впрочем, есть у Чайковского и простые для осмысления, декоративные сочинения – как, к примеру, «Пляска скоморохов» из музыки к «Снегурочке», которая и завершила этот могучий концерт.

Приняв поздравления, Денис Мацуев и ГАСО РТ со Сладковским отправились в Иркутск, далее на форум во Владивосток и назад в Казань – готовить открытие сезона в родном городе. Столичные меломаны услышат их вновь уже 25 сентября. Эта дата, день рождения Шостаковича, будет отмечена специальной монографической программой: Вторым виолончельным концертом (солист – Александр Князев) и Восьмой симфонией.

Чайковский, кажется, лишний События

Чайковский, кажется, лишний

Димитрис Ботинис впервые выступил с АCО Петербургской филармонии как его худрук и главный дирижер

Муки французские, сны русские События

Муки французские, сны русские

Фестиваль РНО завершили раритеты Мессиана, Капле и Дебюсси

Магические квадраты Ефрема Подгайца События

Магические квадраты Ефрема Подгайца

К юбилею композитора

Птицы певчие детского театра События

Птицы певчие детского театра

В Театре Сац состоялась российская премьера «Птиц» Вальтера Браунфельса