Победное шествие События

Победное шествие

«Погребальная песня» И.Стравинского в Лондоне

В последние месяцы на страницах «Музыкальной жизни» появлялись репортажи о двух российских исполнениях симфонической пьесы Игоря Стравинского «Погребальная песня». Орus 5 был написан начинающим композитором на смерть учителя, Н.А.Римского-Корсакова, утрачен в годы революции и чудесным образом найден в 2015 году в виде комплекта оркестровых голосов в хранилище Санкт-Петербургской консерватории. С осени 2015 года эксперты консерватории под руководством автора этих строк кропотливо восстанавливали партитуру; параллельно велись сложные переговоры с наследниками И.Ф.Стравинского. В итоге после 107-летнего перерыва «Погребальная песня» вернулась к жизни 2 декабря 2016 года в Концертном зале Мариинского театра, открыв Год Стравинского. По согласованию с потомками композитора, пьесу впервые сыграл Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева – на основе нотных материалов, предоставленных Санкт-Петербургской консерваторией. В соответствии с договором, заключенным между Петербургской консерваторией и официальными представителями наследников, реконструированная партитура и оркестровые голоса в компьютерном наборе были переданы в международное издательство «Boosey & Hawkes Music Publisher Ltd». Там к тому времени уже выстроилась очередь из дирижеров и оркестров, спешно менявших давно сверстанные программы сезона в пользу сенсационной новинки.

Еще маэстро Гергиев отметил высокое качество работы консерваторских специалистов – и на пресс-конференции перед концертом 2 декабря, и после концерта, подчеркнув, что «никаких вопросов по тексту не возникло». В ходе предпечатной подготовки редакторы издательства «Boosey & Hawkes» предприняли техническую модернизацию скрупулезно воссозданной исторической партитуры, с целью приблизить ее к реалиям современной исполнительской практики. Например, ряд редких инструментов оригинальной версии (бас-кларнет in A!) был заменен на более удобные разновидности; возникла необходимость в пересмотре отдельных нетиповых, вышедших из употребления форм записи, касающихся старинных ключей или вербальных инструкций. Разумеется, привнесенные изменения не повлияли на звуковысотные и метроритмические характеристики собственно музыкального содержания сочинения. Готовая партитура должна выйти из печати в начале апреля 2017.

8 февраля состоялась московская премьера «Погребальной песни» силами Концертного симфонического оркестра Московской консерватории под управлением Владимира Юровского. Но еще раньше началось шествие возрожденного сочинения по зарубежным концертным залам: 21 января пьесу исполнил Сеульский филармонический оркестр, дирижировал Маркус Штенц (азиатская премьера); 18 февраля он же осуществил голландскую премьеру с оркестром Нидерландского радио в Амстердаме; 16 февраля «Погребальную песню» впервые услышали в Сингапуре в прочтении Шарля Дютуа с Сингапурским симфоническим оркестром. А 19 февраля премьера сочинения прошла в Великобритании.

Неизвестную музыку Стравинского открыл англичанам Эса-Пекка Салонен, главный дирижер и художественный руководитель Philharmonia Orchestra: с этим превосходным коллективом маэстро исполнил «Погребальную песню» в Лондоне со сцены Royal Festival Hall. Знаток и тонкий интерпретатор творчества Стравинского, Салонен мечтал сыграть opus 5 в прошлом сезоне, в рамках цикла «Стравинский: мифы и ритуалы», обратившись через посредников к автору настоящей статьи еще в сентябре 2015 года, вскоре после обнародования находки. В преддверии петербургской премьеры 2016-го он выпустил видео-интервью (опубликовано на сайте Philharmonia Orchestra и на видеохостинге YouTube), в котором признался: «… Я необычайно взволнован! Стравинский – такая существенная часть моей жизни… Это сенсация!» Салонен получил возможность неофициально ознакомиться с реконструированной партитурой в самом конце ноября 2016 года, в тот момент, когда ноты были доставлены в редакцию «Boosey & Hawkes» из Петербурга, благо, головной офис издательства находится в Лондоне, в зоне пешеходной доступности от Royal Festival Hall!

По решению маэстро Салонена, британская премьера «Погребальной песни» состоялась в первой программе цикла «Вдохновения» / «Inspirations», предполагающего участие блистательного французского пианиста Пьера-Лорена Эмара, а также соединение двух композиторских имен в афише каждого из четырех концертов: Бетховен и Р.Штраус, Дебюсси и Булез, Барток и Малер. Первая концертная программа, посвященная Лигети и Равелю, 19 февраля торжественно открылась …Стравинским. Вслед за «Погребальной песней», занявшей место первоначально планировавшегося вокально-симфонического сочинения Лигети «Часы и облака», в первом отделении прозвучал Фортепианный концерт Лигети, все второе отделение заняла полная версия «хореографической симфонии» Равеля «Дафнис и Хлоя» с вокальным участием Philharmonia Voices и Rodolfus Choir. Концертное исполнение музыки балета сопровождалось субтитрами из партитуры, комментировавшими подразумеваемое действие на электронном табло над сценой.

В беседе перед концертом Салонен поделился своими впечатлениями о новом Стравинском: « Когда я узнал о находке, я был ошеломлен. “I was freaked out”, – как сказал бы американец. Это была потрясающая, неожиданная радость. Настоящий дар. До того пьеса слыла легендой. Мы знали, что она когда-то существовала. И все. Никто не имел представления, какой она была. Я не могу описать свои чувства, когда я получил первый экземпляр набранной партитуры в конце ноября. Это было невероятно трогательно».

На вопрос, считает ли маэстро, что эта пьеса является своеобразным мостом, исчезнувшим и возвратившимся звеном между «Фейерверком», «Фантастическим скерцо» с одной стороны и балетами «Жар-Птица», «Петрушка» и «Весна священная» с другой, Салонен ответил так. «Нет, “Погребальная песня” – это не гибрид australopithecus и homo sapiens. Это нечто особенное. Нечто, к чему композитор никогда больше не возвращался. Стравинский словно решил открыть для себя и исследовать весьма существенный гармонический инструментарий. Инструментарий, ведущий к Вагнеру, что почти забавно. Потому что до конца своей жизни он отводил Вагнеру место на свалке. Как бы то ни было, в «Погребальной песне» есть фрагменты, которые напоминают о “Парсифале” и “Тристане”. В то же время, здесь есть элементы октатоники, особенно в аккордах коды, где трезвучие a-moll последовательно чередуется с трезвучиями c-moll, es-moll и fis-moll. Пожалуй, ближе всего к этой пьесе из сочинений самого Стравинского стоит кантата “Звездоликий”».

…Наконец настал час премьеры, и Philharmonia Orchestra расположился на сцене гигантского, до отказа заполненного публикой Royal Festival Hall. Именно здесь в 1965 году прошло одно из позднейших – триумфальных – дирижерских выступлений Игоря Стравинского: легендарный оркестр играл «Жар-птицу» под руководством 83-летнего автора!

Британская премьера-2017 открыла новые грани в загадочной, многослойной партитуре «Погребальной песни». В отличие от глубокого трагизма и драматической экспрессии, доминировавших в исполнительской трактовке Валерия Гергиева, интерпретация Салонена представила траурное приношение ученика учителю прежде всего как прекрасную, рафинированную музыку, отмеченную легкой печатью Sehnsucht и Ausdrucksvoll, против которых позже так яростно восставало антиромантическое сознание Стравинского-неоклассика. Идеальный ансамбль, идеальные звуковые пропорции, отточенность каждой детали текста при естественности и сбалансированности общего движения. Лишь отдельные короткие и сильные вспышки фортиссимо – и ни намека на чрезмерную «выразительность» интонации или форсирование динамики. Притом, что струнная группа в британской версии, не утрачивая бархатной однородности звучания, с количественной точки зрения была максимально приближена к оригиналу, требующему шестьдесят исполнителей, – вплоть до четырех полноценных пультов контрабасов!

Экстренно внедренная в уже сложившуюся программу благодаря счастливому случаю, «Погребальная песня» совсем не выглядела чужеродным телом рядом с Лигети и Равелем, напротив, она очень органично вписалась в художественную концепцию целого. В сложнейшем Концерте для фортепиано и камерного ансамбля Лигети слух то и дело улавливал «стравинизмы» – и в причудливой несимметричности мощно пульсирующих ритмов, и в изощренной фактурной графике «стиля инструментальных соло», не говоря о звонно-ударном образе рояля, прямо наследующем традициям «Свадебки». При близком соседстве с премьерным сочинением Стравинского свежими красками заиграла и партитура Равеля: в безбрежном импрессионистическом океане «Дафниса и Хлои» нисходящая квинта лейтмотива любви то и дело проплывала, словно призрак валторновой темы «Погребальной песни». А в финальной Вакханалии балета явными отзвуками батальных труб «Царевича Календра» подал знак о себе и Н.А.Римский-Корсаков…

«Это было ослепительное, вселяющее силу музыкальное представление, которое трудно забыть», – откликнулась газета «The Times» на первый концерт серии «Inspirations». Программа записывалась BBC Radio 3 и была доступна для прослушивания на вебсайте компании в течение месяца.

24 февраля Эса-Пекка Салонен с Philharmonia Orchestra исполнил «Погребальную песню» в Мадриде, 18 мая лондонским музыкантам предстоит впервые сыграть ее в Токио. Впереди еще целая вереница премьер пьесы Стравинского по всему миру, включая США (Чикагский симфонический, Шарль Дютуа), Германию (Берлинский филармонический, Сэр Саймон Рэттл), Швейцарию (Оркестр Люцернского фестиваля, Рикардо Шайи) и многие другие страны: всего на ближайшие месяцы заявлено более 50 концертов.

«Голубой огонек» на «Рассвете» События

«Голубой огонек» на «Рассвете»

Музыканты проекта «Притяжение» устроили веселые проводы Старого Нового года

Золотое прикосновение Людмилы Семеняка События

Золотое прикосновение Людмилы Семеняка

16 января Большой театр России отмечает юбилей одной из своих самых ярких балерин, а ныне педагога труппы, народной артистки СССР Людмилы Семеняка

В юбилей Скрябина обошлись без дирижера События

В юбилей Скрябина обошлись без дирижера

В Концертном зале имени П.И.Чайковского открылся Первый Международный фестиваль имени А.Н.Скрябина

Гармония противоречий События

Гармония противоречий

Исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Скрябина