Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

На первый взгляд, может показаться, что конкурс имени Валентины Левко новый и совсем молодой. Однако цифра VIII утверждает обратное: конкурс уже имеет историю, хотя имя выдающейся певицы XX века, солистки Большого театра Валентины Левко ему присвоили только в позапрошлом году. Так все произошло потому, что московские вокальные педагоги, создавая для юных вокалистов подчеркнуто методический конкурс, изначально не думали ни о каком пиаре или статусе, им важно было поддержать детские голоса, подход к огранке которых требовал усовершенствования и серьезной общей работы.

Ежегодно конкурс посвящали разным деятелям искусства, отчего его узнаваемость в профессиональном сообществе, конечно, ощутимо терялась среди бесчисленных состязаний. Кроме того, Валентина Николаевна Левко, на тот момент уже отметив девяностолетний юбилей, была председателем жюри самого первого конкурса – теперь по общему решению оргкомитета участники всегда поднимаются на сцену под ее счастливой звездой.

Однако конкурс если уже и не новый, то абсолютно необычный и отличается от всех других, и сегодня, пожалуй, это особенно важно акцентировать. По взрослым конкурсам «первого ряда» очевидно, что в данный момент идет поиск новых форматов. Хибла Герзмава, например, открыла отдельную номинацию для концертмейстеров, а легендарный Конкурс имени Глинки, возвращаясь, анонсирует эксперимент корректировки членами жюри репертуара участников на отборочном этапе по видеозаписям.

Ключевая идея Конкурса имени Валентины Левко – беспристрастность оценки. Даже если в редких случаях члены жюри судят своих же учеников, на результат это принципиально повлиять не может, поскольку на каждый из трех туров собирается разный судейский состав, после чего все баллы суммируются. Также в существующей конкурсной практике нет и еще одного важного момента: каждый из участников вправе обратиться к организаторам и получить подробный анализ своего выступления от членов жюри. Не случайно конкурс проходит в фестивальном режиме – длится пять месяцев с перерывами на тщательную подготовку программы и мастер-классы. В регламенте крупных взрослых состязаний, возможно, это выглядело бы странно, но Конкурс имени Валентины Левко ориентируется, прежде всего, на детей и юношество, охватывая при этом все ступени образования от начальных классов музыкальных школ до высших учебных заведений.

Интересным наблюдением, подводя итоги нынешнего сезона во время круглого стола, поделилась член жюри, заслуженный работник культуры РФ, профессор Галина Федосеева: «Вспоминаю, как все начиналось двадцать лет назад, когда только стали появляться подобные конкурсы. Вместе с коллегами мы отмечали значительные недостатки в подготовке начинающих вокалистов, это касалось и внешнего вида, и несоответствия репертуара, и качества голосов, порой весьма далекого от понятия “академическое пение”. Но годы планомерной и до мелочей продуманной работы наших методистов принесли ожидаемые результаты».

Конечно, сегодня проблемы вокального образования до конца никуда не исчезли, они широко обсуждаются – достаточно вспомнить неразумное притеснение школьных образовательных программ по вокалу, сведенных до уровня «общеразвивающих» с сокращенными часами и отсутствием целого ряда предметов, необходимых для всестороннего музыкального развития ребенка. Часто даже крупные фигуры говорят, что детский вокал можно легко заменить на пение в хоре, не учитывая тот факт, что «переключение» в режим солиста происходит психологически нелегко, не говоря уже о принципиальных тонкостях в технике звукоизвлечения.

Серьезные и не всегда обоснованные претензии в контексте дискуссий о детском вокальном образовании предъявляются педагогам, особенно работающим в регионах. Вместе с тем по итогам Международного конкурса имени Валентины Левко грамотный подход и положительный результат в этом направлении абсолютно очевидны. Сегодня над конкурсом и над всей сложившейся ситуацией при поддержке московского Департамента культуры работают специалисты Центра профессионального мастерства по направлению «Вокальное искусство» ДОПСКИ и ГБУДО г. Москвы «Центр вокального искусства Валентины Левко».

курсив
София Федорова, обладательница Гран-при конкурса

Организаторы конкурса, комментируя выступления участников и высказывая мнения своим коллегам, особое внимание обращают на детали. Председатель жюри Анна Глазкова (певица, руководитель Центра «Вокальное искусство», а также, будучи ученицей Валентины Николаевны Левко, – методист и преподаватель ее учебного заведения для детей) в первую очередь отмечает принципиальную важность изначальной постановки дыхания, поскольку высокий вдох, который также называют «дыханием страха», запирает и ставит гортань в высокое положение, что сразу же приводит к неправильному функционированию голосового аппарата и обеднению тембра. Базовыми моментами для развития голоса на ранних стадиях являются естественность тембра, правильное дыхание, свобода голосового аппарата и лицевых мышц.

Доцент кафедры академического пения Института современного искусства, кандидат искусствоведения Наталия Полякова считает, что от выбора репертуара зависит 80 процентов успеха, программа должна показать сильные стороны и скрыть недостатки. Кстати, в положении конкурса даны подробные рекомендации по выбору детской музыки: в итоге конкурсанты поют не песни вроде «Капитан, улыбнитесь», которые создавались для детей в расчете все же на взрослое исполнение, а подходящие сочинения Лядова, Кюи, Гречанинова, Аренского, Ребикова или зарубежных композиторов. «Мы просим не выбирать для детей произведения с высокой тесситурой, важнее показать ровно звучащий голос на всем диапазоне, который есть сейчас», – говорит Наталия Ивановна.

Поскольку за конкурсом стоят люди, которые имеют непосредственное отношение к детскому вокалу и методически верно работают с детьми, и достигается тот самый результат, о котором мечталось двадцать лет назад. «Охват» Международного вокального конкурса имени Валентины Левко из года в год увеличивается: на этот раз – 302 участника из разных городов России и зарубежных стран в номинациях «Сольное пение» и «Вокальный ансамбль». Число лауреатов равно 97: опять же это может вызвать недоумение, если не учитывать возрастную специфику конкурса и объективно высокий уровень финалистов. Кроме того, важно знать, что конкурс имеет 12 возрастных категорий, и за этим стоит опять же методический аргумент: учитываются разные этапы сложного процесса мутации голоса, а также особенности формирования физиологических ощущений и техники на разных уровнях обучения. Гран-при в этом году присудили студентке Российской академии музыки имени Гнесиных меццо-сопрано Софии Федоровой, обладающей от природы и хорошо настроенным роскошным оперным голосом и музыкальностью.

«Мы услышали много ребят с красивыми голосами, – делится впечатлениями член жюри, заслуженная артистка РФ, профессор Рузанна Лисициан, – которые ярко передавали смысл музыки, суть и характер произведений. Важно помнить, что выступление начинается не только с первых звуков, но и с первых шагов при выходе на сцену – важно выйти уже победителем. Слово на любом языке имеет основополагающее значение, нельзя делать ошибок и важно следить даже за произношением на родном языке. Все составляющие делают вокалиста профессиональным артистом. Для достижения результатов будьте любознательными: читайте художественную литературу, слушайте не только вокальную, но и инструментальную музыку».

Очередной Конкурс имени Валентины Левко собрал на гала-концерте в Рахманиновском зале Московской консерватории всех, кто стремится к совершенству, – для них конкурс становится первой важной строкой в творческой биографии.

В гостях у Вебера События

В гостях у Вебера

В «Новой Опере» представили концерт из сочинений немецкого композитора

Переходная зона События

Переходная зона

В Московской филармонии продолжается цикл «Весь Стравинский»

Сказка квартетных странствий События

Сказка квартетных странствий

Солисты OpensoundOrchestra сыграли первый концерт нового цикла

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича