Под сводами затонувшего собора События

Под сводами затонувшего собора

«Русалка» Дворжака на сцене Ла Скала

Несмотря на мировую популярность оперного шедевра Антонина Дворжака, в Ла Скала «Русалку» поставили впервые. Над спектаклем работали: дирижер Томаш Ханус, режиссер Эмма Данте, сценограф Кармине Марингола, художница по костюмам Ванесса Саннино, художник по свету Кристиан Цукаро, хореограф Сандро Мария Кампанья.

С дебюта Эммы Данте в Ла Скала и в опере прошло больше десяти лет: в 2009 году ее «Кармен», яркая, самобытная и провокационная, ворвалась на орбиту музыкального театра. С тех пор актриса, кинорежиссер и писательница Данте прошла долгий путь в оперной режиссуре: на сегодняшний день в ее активе около полутора десятков спектаклей, реализованных по всей Италии. Принимая «условия» Дворжака – Квапила, постановочная команда воплощает лирическую сказку, где детали почерка Данте & Co узнаваемы, но не доминируют и не отвлекают. В данном случае широко использован излюбленный прием режиссера максимально задействовать пластический элемент: человеческое тело имитирует животных (черный кот Ежибабы, розовые лани) и фантастических существ (лешие, ундины), которые населяют сценическое пространство.

Кармине Марингола реализует два основных места действия, соответствующие, с одной стороны, двум противопоставленным в произведении мирам (сказочной природы и людей), а с другой – подчеркивающие их взаимопроникновение. События первого акта разворачиваются в полуразрушенном старинном готическом соборе на опушке леса; игра света на серовато-голубых покрытых мхом стенах создает впечатление колышущихся вод, словно затонувший собор поднимается со дна лесного озера. Имеется в наличии и само озеро – бассейн с настоящей водой, в котором плещутся ундины, предстающие перед нами как мини-команда синхронного плавания.

Уже со звуками увертюры появляются охотники с ружьями, преследующие добычу – розовых полунимф-полуланей, за ними выходит Принц, и немного погодя из кулисы выезжает Русалка. Из-под ее длинного розового платья с кринолином свисают щупальца: как и у всякой обитательницы водной стихии, у нее нет ног, а потому передвигаться по суше (то есть по сцене) ей приходится сидя в коляске. Несмотря на зелье, процесс превращения озерной девы в человеческое существо вовсе не безболезнен: помощники Ежибабы (недавно изображавшие охотников) не очень деликатно освобождают Русалку от длинных щупалец, а в помощь ее неокрепшим ножкам из-под колосников спускается огромных размеров рыболовный крючок (тут пояснения излишни).

Прежде чем перенести зрителя во дворец, в первые минуты второго акта, постановщики опускают зеленый занавес (очевидно, представляющий дворцовый парк), состоящий из густых зарослей, от которых неожиданно отделяются фигуры лесных существ, с которыми Русалка весело резвится на глазах у Принца. Но беззаботное счастье девушки скоротечно, зеленая стена безвозвратно уплывает к колосникам, открывая элегантное убранство дворца в синих тонах, наполненное одетыми в причудливые розовые костюмы придворными, напоминающими марионеток. Здесь странной немой пришелице не рады. Сцена с Иноземной Княжной разворачивается на фоне трапезничающих придворных, которые с аппетитом поедают… щупальца Русалки. Не принятая во дворце, а теперь и лишенная внимания Принца, она напугана этим зрелищем, пытается спастись бегством, натыкаясь на официантов и слуг, затем оказывается в толпе танцующих, старается подражать им, имитирует балетные па, но в изнеможении опускается на пол. Ее кладут на подобие плота в бассейне, а цветы, о которых поется в тексте свадебного хора, сыплются на уже бездыханное тело Русалки, воплощая безрадостное пророчество Водяного. Неожиданно в центральном дверном проеме возникает двойник его несчастной дочери, наблюдающий за происходящим. Этот момент получает логическое завершение в финале акта: фигура отвергнутой Принцем немой невесты плавно поднимается вверх, а из-под ее гигантской розовой юбки свешиваются вновь отросшие щупальца. Мечтавшая попасть в мир людей Русалка не смогла в нем прижиться и умерла, воскресив опасную обитательницу водных глубин – не то сирену, не то медузу.

Третий акт воспроизводит атмосферу первого: Русалка обретает голос, но вновь теряет способность самостоятельно ходить и без коляски передвигается с большим трудом. Трагическая развязка решена без спецэффектов: неудержимо влекомый к месту первой встречи с исчезнувшей возлюбленной, Принц приходит к затонувшему собору и после поцелуя тихо умирает в объятиях Русалки.

Музыкальная составляющая порадовала и высококачественным кастом, и чутким дирижерским прочтением. Томаш Ханус, чех по происхождению и знаток национальной оперы, провел спектакль на одном дыхании, мастерски аккомпанируя певцам и выводя оркестр на первый план в многочисленных симфонических эпизодах, которыми пронизана эта удивительной красоты партитура.

Блестяще исполнила заглавную партию солистка Венской оперы Ольга Бессмертная, у которой эта партия давно в репертуаре. Она показала не только безукоризненное владение голосом, но и недюжинные актерские способности. Данте разработала для героини подробный и сложный рисунок роли, с которым Бессмертная справляется наилучшим образом. Корректен и ровен как в вокале, так и сценически партнер Бессмертной Дмитрий Корчак. Его Принц органично вписывается в музыкальную характеристику, которой наделен персонаж: красивые, но несколько обобщенные и безличные мелодии не лишены выразительности, но в то же время не обладают яркой индивидуальностью, и без труда подошли бы любому среднестатистическому герою-тенору.

Хороши Водяной Йонгмина Парка и Иноземная Княжна Елены Гусевой. Яркие и характерные образы получились у Окки фон дер Дамерау (Ежибаба), Светлины Стояновой (Поваренок) и Иржи Райниша (Ловчий), красивые и интересные голоса в комплекте с очаровательной внешностью продемонстрировали три Лесные нимфы (Хила Фахима, Юлиана Григорян и Валентина Плужникова), отличную работу проделал хор театра под управлением Альберто Малацци.

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»

Итальянские сезоны Гергиева События

Итальянские сезоны Гергиева

В Мариинском театре поставили редкую оперу Верди «Эрнани»

Денис Хоров и Александр Веретенников: Фестиваль – высота, которую мы взяли вместе События

Денис Хоров и Александр Веретенников: Фестиваль – высота, которую мы взяли вместе