Под знаками зодиака События

Под знаками зодиака

В Казани прозвучали раритеты

Международный фестиваль современной музыки имени Софии Губайдулиной, основанный в 2011 году художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан Александром Сладковским, в этом сезоне смог удивить. До сих пор новая музыка для Казани необычна и непривычна, хоть уже более ста лет шествует по планете, собирая полные залы и непрестанно эволюционируя. Чем удивил, спрашиваете? Выбором композиторов и их сочинений. Несмотря на то, что фестиваль проходит уже в девятый раз, сегодняшний контент музыкального форума оказался весьма нестандартным. Были отобраны особенные произведения, крайне редко исполняемые не только в России, но и в мире. В Казани все они прозвучали впервые.

В первый день фестиваля место за дирижерским пультом занял Кирилл Карабиц, с украинскими корнями, получивший международное признание. В своих интервью он утверждает, что для него очень важно, чтобы в мире звучала украинская музыка. Вот и сейчас на фестиваль Карабиц привез сочинение своего отца, Ивана Карабица (в 60-е годы он входил в легендарную полулегальную композиторскую группу «Киевский авангард») – «Вио-серенаду» для струнного оркестра и эпическую Третью симфонию Бориса Лятошинского (кстати сказать, учителя Ивана Карабица) с авторским эпиграфом «Мир победит войну».

Мало кому известно, что после премьеры Третьей симфонии в 1951 году автора обвинили в формализме, приклеили ярлык «буржуазного пацифиста». Композитору под большим давлением пришлось переписывать симфонию, особенно пострадала ее финальная часть. Трагедийно-напряженный и тревожный финал симфонии стал советско-официозным, торжественно-оптимистическим. В Казани была исполнена именно первая редакция, запрещенная советской властью, это не просто дань памяти основоположнику модернистского направления в украинской музыке, а, безусловно, дань справедливости и исторической актуальности. Музыка Б. Лятошинского, которого музыковеды называют проводником между XIX веком и XX, европейской традицией и русской, стала бесспорным открытием для казанской публики.

В неописуемый восторг привело слушателей сочинение Николая Корндорфа Concerto capriccioso для виолончели, струнного оркестра и ударных. Роскошная виолончель солиста Петра Кондрашина, концертмейстера оркестра Большого театра России, в первой части заполнила зал богатым и мощным бархатистым звучанием на фоне низких тягучих струнных и мягкого позванивания бубенцов. Вторая часть этого произведения с постепенным нарастанием роли ударных зачаровала публику не только музыкально-аудиально, но и зрелищно-визуально: перкуссионисты, как будто в танцевальном рисунке, передвигались по сцене от одного инструмента к другому с сосредоточенными и серьезными лицами, но в глазах их читалось удовольствие, получаемое от собственного действа и, безусловно, от самой музыки.

Петр Кондрашин

Синтез разнообразных музыкальных стилей от фольклора до рока, многожанровость сочинения Корндорфа ярко продемонстрировали, что, в сущности, между разными видами музыки не существует границ и рамок, они всего лишь условные, размытые и воображаемые.

Concerto capriccioso в Казани – это третье исполнение в мире за последние десять лет. Маэстро Карабиц признался, что для него музыка композитора Корндорфа стала открытием, и так охарактеризовал эту «совершенно самобытную музыку»:  «Интересная смесь колокольности с буддистским там-тамом, просветлением после медитации».

Второго фестивального дня казанские меломаны ждали с особым усердием, ведь был заявлен Карлхайнц Штокхаузен, один из самых мистических, самых новаторско-авангардных и одновременно – один из самых скандально известных современных композиторов.

Символично, что дирижировал в этот день именно Андрес Мустонен, прославленный эстонский дирижер и скрипач, под чьим руководством оркестр играл по-особенному отзывчиво. Он нередко представляет публике новые сочинения таких выдающихся современных авторов, как София Губайдулина, Гия Канчели, Кшиштоф Пендерецкий и других, близких ему по духу композиторов.

Накануне перед концертом в конференц-зале Казанской государственной консерватории состоялась лекция руководителя музыкального центра «Институт К. Штокхаузена» Михаила Проснякова «Введение в музыку Штокхаузена». Вход был свободным. Однако, среди слушателей были главным образом студенты и преподаватели консерватории – по-видимому, остальные счастливые обладатели билетов решили пойти на концерт без особой подготовки, надеясь и рассчитывая на собственное восприятие.

Полина Шамаева и Андрес Мустонен

В первом отделении во время исполнения ранних сочинений автора –  композиции для камерного оркестра «Формула» и «Трех песен» для голоса и камерного оркестра, зал заметно по-разному реагировал, часть зрителей сосредоточенно внимала и впитывала новую для них  музыку, а неискушенная, неподготовленная публика недоуменно переглядывалась, удивленно перешептывалась, но, надо отдать ей должное, терпеливо дождалась перерыва.

Ничего удивительного, ведь «Три песни», написанные на тексты французского поэта-символиста Шарля Бодлера и самого композитора, имеют сложный, эклектичный музыкальный язык, конгениальный творчеству нововенцев. Вокальную партию убедительно исполнила Полина Шамаева, обладательница сильного и глубокого меццо-сопрано, солистка Московского театра «Новая Опера». Она уже однажды выступала в Казани, в 2016 году Шамаева исполняла одну из партий в оратории Артюра Онеггера «Жанна д’Арк на костре». В этот раз для казанских ценителей авангардной музыки ее голос раскрылся еще больше, и сейчас уже трудно представить, кто вместо нее мог бы настолько ярко интерпретировать Штокхаузена.

Во втором отделении маэстро Мустонен, выйдя на сцену, оглядел наполовину опустевший зал и удовлетворенно кивнул, понимая, что остались те, кому нужна и интересна музыка, которую он будет исполнять. Ожидания оставшейся публики, желающей изумляться дальше, оправдались, зал темпераментно реагировал на каждый услышанный звуковой фрагмент зодиакального круга, находя внутри себя отклик на собственные впечатления от соответствующих знаков звездного круга.

«10 знаков зодиака» – одно из последних сочинений композитора, ярко контрастирующее с предыдущими своим абсолютно новым музыкальным языком. Обращаясь к мелодике, Штокхаузен избегает ладовой и метроритмической организации.  Например, по поводу пьесы «Весы» он отмечает: «Эта мелодия ни диатонична, ни тональна, ни атональна. Она – новый род двенадцатитоновой центрированной мелодии».

Зал разразился горячими аплодисментами и долго не отпускал исполнителей со сцены. Мустонен тепло поблагодарил музыкантов и зрителей, маэстро пообещал привезти сочинения Арво Пярта и Софии Губайдулиной на следующий, юбилейный фестиваль, чем вызвал новую бурю оваций.

Третий концерт в рамках фестиваля публика по праву назвала «итальянским». Ведь главными героями концерта – дирижер, композиторы и пианист – оказались выдающиеся музыканты, представляющие страну оливковых рощ и древних руин. Эмануэль Арчиули вышел на сцену с планшетным компьютером и педалью, как и полагается исполнителю современной музыки. Кристальный звук, услышанный публикой при исполнении им Концерта для фортепиано с оркестром «Песни старого времени» Ильдебрандо Пиццетти, вызвал шквал оваций, публика долго не отпускала пианиста со сцены, даже после его выступления на бис.

Во втором отделении музыканты ГСО РТ открыли для слушателей произведения крупнейшего представителя авангардизма Бруно Мадерны «Квадривиум» для квартета перкуссий и оркестра и «Аура».

Наполненные дыханием руки миланского дирижера Пьетро Боргоново изящно вели оркестр за собой сквозь все сложности партитур этих до сих пор  архисовременно звучащих сочинений. В тот момент, когда нужно было точно показать ритм ударным, Боргоново, отложив палочку, продирижировал пальцами, вызвав оживление и восхищение у знатоков среди публики.

Эмануэль Арчиули (фортепиано). За пультом – Пьетро Боргоново

Накануне последнего дня фестиваля приглашенные солисты Берлинского филармонического оркестра Венцель Фукс (кларнет) и Габор Таркови (труба) провели беспрецедентные мастер-классы для музыкантов-духовиков, чьи громкие восторженные возгласы «Браво!» выражали благодарность не только за блестящую виртуозную игру на самом концерте, но и одновременно – за уникальную возможность познакомиться с исполнительской школой столь авторитетных профессионалов – мастеров духовых инструментов.

В заключительный день фестиваля для казанских поклонников современной музыки ведущий, объявляя номера, на протяжении всего концерта снова произносил магические слова: «Первое исполнение в Казани». Прозвучали произведения композиторов-новаторов: «Три этюда на темы Куперена» Томаса Адеса, Концерт для кларнета с оркестром Аарона Копленда и Концерт для трубы с оркестром Александра Арутюняна. Еще одним радостным и ярким презентом для зрителей, исполнением «Симфонии в трех движениях» Игоря Стравинского, под управлением дирижера Джозефа Бастиана ГСО РТ завершил  фестиваль Concordia-2019. Публика бушевала и ликовала, восторженно и самозабвенно, понимая, что фестиваль заканчивается, с сожалением отпускала предыдущих исполнителей и заново влюблялась в следующих…

Венцель Фукс

Четыре ошеломительных дня фестиваля с его необычными сверхнеожиданными  премьерами музыкальных раритетов подарили нам радость предвкушения и надежду, что перемены, которых так ждали наши сердца, наступают.

Возьмите мое сердце События

Возьмите мое сердце

В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, а затем дважды в Москве, в «Зарядье», хор и оркестр musicAeterna под управлением Курентзиса исполнили «Страсти по Матфею» Баха

Век учись События

Век учись

В Москве презентовали новый подход к обучению оперных критиков

Брамс – дело благородное События

Брамс – дело благородное

Александр Ключко и ГАСО имени Светланова под управлением Алексея Рубина представили два фортепианных концерта Брамса в КЗЧ

Неуловимое обаяние «советского Голливуда» События

Неуловимое обаяние «советского Голливуда»

Мюзикл «Веселые ребята» на сцене Московского театра на Таганке