Под знаком любви События

Под знаком любви

Фестиваль Te salutant, Sofia! к 90-летию Софии Губайдулиной прошел в родном городе композитора – Казани

Пять лет назад, в предыдущий юбилей композитора, казанский фестиваль Te salutant, Sofia! завоевал сердца публики своей камерностью, душевностью, едва ли не домашним уютом. В этом году – тоже юбилейном, с завораживающей и ошеломляющей цифрой 90 – сердечность, простота, та, что сродни гениальности, царили в той же мере на всех мероприятиях фестиваля. Главным и бессменным организатором выступил Центр современной музыки Софии Губайдулиной, чья деятельность с самого своего создания посвящена композитору, ее биографии, музыке и, конечно, ее единомышленникам, адептам современной музыки.

В первый день фестиваля состоялся концерт-приношение «Фигуры пространства и времени». Студенты и преподаватели Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова, где училась София Асгатовна и чьим почетным профессором она является, исполнили сочинения композитора разных лет и разных жанров. В программу вошло единственное сочинение Губайдулиной, написанное для хора a cappella, «Посвящение Марине Цветаевой». Эффектное, нетрадиционное звучание хора создало атмосферу драматизма и созвучности душевных и духовных поисков двух великих авторов, одновременно порадовав публику мастерством и профессионализмом исполнителей непривычной для них музыки. В программу концерта были включены сочинения композитора, написанные по мотивам татарской музыки. Традиционалисты, как правило, утверждают, что невозможно совместить национальные мотивы и современные гармонии, однако присутствовавшие в зале скептики современной музыки испытали приятный шок и потрясение, услышав «Татарский танец для баяна и двух контрабасов» и пьесу «По мотивам татарского фольклора».

Оркестр ЦСМ С. Губайдулиной. Солист – Роман Минц, дирижер – Анна Гулишамбарова

Говоря о камерности фестиваля, мы совершенно не умаляем его значимость и мощь – отнюдь, мы говорим о насыщенности и концентрации музыкального «вещества» в каждой единице его пространства и времени. В дни фестиваля в выставочном зале Казанской Ратуши начала свою работу международная художественная выставка «Художники – Софии Губайдулиной», ставшая итогом десятилетней работы арт-проекта «Современное искусство и музыка». Мастера изобразительного искусства России, Татарстана, Германии и Франции представили на выставке свое видение образов композитора, ее музыки, философии и мировоззрения, выразив их языком живописи и графики.

Одновременно с открытием выставки состоялись две презентации. Директор ЦСМ Ляйля Гарифуллина представила собравшимся гостям документальную ленту «Композитор София Губайдулина. О любви и ненависти». Фильм создан авторской группой Центра современной музыки Софии Губайдулиной в 2021 году на основе эксклюзивного интервью композитора, записанного сотрудниками Центра в Аппене в 2019 году. В фильме звучит музыка одного из самых мощных и глубоких произведений автора оратории «О любви и ненависти» (20162018), через которую композитор-философ пытается пробудить в человеке его высшие силы: любовь и чистоту, чувство справедливости и неприятие зла. Дирижер Андрес Мустонен, которому посвящено это сочинение, называет ораторию Новым Заветом, сокровенным посланием нашей эпохе, самым важным сообщением человечеству XXI века.

В череде событий фестиваля Te salutant, Sofia!, каждое из которых достойно пристального внимания, центральное место занял юбилейный авторский концерт, программа которого выбиралась с особой тщательностью. Сотрудники ЦСМ советовались с Софией Асгатовной, разговаривали с дирижером Андресом Мустоненом, приглашенным на фестиваль, в результате совместного выбора остановились на трех произведениях – премьерах (для России и Казани).

Открытие выставки, презентация книги и фильма. Директор ЦСМ С. Губайдулиной Л.И. Гарифуллина

 В начале концерта на огромном экране зрителям была представлена эксклюзивная видеозапись невероятно искреннего и трогательного приветствия Софии Асгатовны: «Я бесконечно счастлива тем вниманием, которое мне уделено в связи с моим 90-летием. Именно в тот момент, когда 90-летний человек стоит непосредственно перед финалом своей жизни, особенно хочется благодарить судьбу за все, что она подарила ему на этом длинном пути: благодарить все прошедшее, будь оно окрашено восторгом или горечью, радостью или болью; благодарить все без исключения – взлеты и падения; благодарить всех людей, с которыми сводила судьба; и особенно благодарить начало жизненного пути, то есть то, где прошла юность человека, город, в котором закладывалась глубинная сущность всей остальной жизни. В моем случае это  город Казань, где я провела первые 20 лет моего пути…»

Вести концерт был приглашен музыковед, музыкальный критик, кандидат искусствоведения Ярослав Тимофеев. Публика с особенной сосредоточенностью внимала каждому слову ведущего. Тонко, органично, с присущей ему мягкостью и уверенностью, профессионализмом, владением словом и проблематикой, Тимофеев подготавливал слушателя к таинству музыки Губайдулиной. Всего было исполнено три сочинения. О первом – Концерте для фортепиано и камерного оркестра Introitus – сама Губайдулина говорила так: «Солист в данном сочинении – это человек, переступающий порог храма…» А вот как интерпретировал это сочинение ведущий: «Человек приходит в храм с заученной молитвой, а потом происходит его преображение, и он находит очень личную, очень живую веру». Далее он опять приводит слова Губайдулиной: «“Смысл музыкального произведения можно объяснять только намеками”. Что она и делает. Но каждый из вас может услышать в этом концерте что-то свое». Известный пианист, исполнитель и интерпретатор современной музыки Михаил Дубов вместе с оркестром Центра современной музыки Софии Губайдулиной (за пультом стоял маэстро Андрес Мустонен) на сцене Большого концертного зала имени Салиха Сайдашева в этот вечер воплотили в явь выражение Валентины Холоповой: «Партитура тихого, кроткого Introitus словно вся искрится любовью».

Гала-концерт Первого Международного конкурса молодых композиторов им. С. Губайдулиной. Московский ансамбль современной музыки

Как большинство сочинений Губайдулиной, музыка следующего исполненного на концерте произведения пронизана тщательно выверенными числовыми соотношениями. Это сочинение, посвященное дочери композитора, Надежде, – «Лира Орфея» для скрипки, струнного камерного оркестра и ударных. Так говорит об этом произведении сама София Асгатовна: «Именно то, что в самой физической природе звуковых соотношений метафорически содержится глубинная связь процессов во времени и процессов в звуковом пространстве, волновало меня и мою дочь Надежду». В роли легендарного Орфея выступил не менее известный скрипач Роман Минц, оркестром дирижировала художественный руководитель Оркестра Центра современной музыки Софии Губайдулиной Анна Гулишамбарова. Слушатели завороженно следовали за звуками оркестра и скрипки – «лиры» «Орфея», пусть  даже это был бы путь в «царство теней», чувствуя то нарастающую напряженность и тревожность, то спокойную холодность и даже безмятежность.

Символично, что последнее произведение, которое было исполнено на этом концерте, называется Warum? Пьеса для флейты, бас-флейты, кларнета, бас-кларнета и струнного оркестра. Губайдулина задает этот вопрос себе на протяжении всей жизни: «“Куда мой путь ведет? Он непостижим. Смысл жизни непостижим”, – это средневековый поэт, восточный, Хафиз. То есть этот вопрос для художника стоит очень остро, всю историю. Но в современном мире, я поняла, что этот вопрос наиболее остро стоит именно сейчас, когда мы обладаем таким ужасающим количеством информации, которое нам доступно. И чем больше мы знаем, тем меньше открывается нам смысл жизни. Смысл жизни – куда? зачем? почему? У меня такое впечатление, что для меня это стало еще острее, чем в прошлые, позапрошлые века». Солисты Иван Бушуев (флейта) и Олег Танцов (кларнет), струнный оркестр ЦСМ под управлением Андреса Мустоненазадали нам этот вечный философский вопрос, воплощенный в музыке Губайдулиной: «Warum? (Почему?)» Он бесконечно будоражит сердца и умы мыслящих людей, но остается без ответа…

Открытие выставки, презентация книги и фильма. Художественный руководитель ЦСМ С. Губайдулиной Л.Р. Монасыпова

Гала-концерт I Международного конкурса молодых композиторов имени Софии Губайдулиной завершил программу фестиваля. Произведения победителей конкурса в номинации «Сочинение для камерного ансамбля» прозвучали в исполнении Московского ансамбля современной музыки в Зале Союза композиторов Татарстана. Неизменно на каждом концерте фестиваля звучала музыка юбиляра-композитора. На этом концерте соната Губайдулиной«Радуйся!» была исполнена солистами Московского ансамбля современной музыки.

Даже завершив свою программу, результаты и достижения фестиваля еще долго будут продолжать нас радовать. Выставка художников продолжит свою работу в выставочном зале «Эрмитаж» Казанского Кремля. Поклонники композитора смогут наслаждаться чтением нового дополненного издания юбилейной книги-альбома, выпущенной Центром современной музыки Софии Губайдулиной. Новый документальный фильм о композиторе зрители смогут увидеть в ближайшее время на YouTube-канале, а также на диске, приложенном к новому изданию книги. Фрагменты авторского концерта уже доступны для просмотра на интернет-площадках.

Залезть в чужую постель События

Залезть в чужую постель

В октябре 2021 года по итогам зрительского голосования Театр «Ан-дер-­Вин» принял решение возобновить постановку оперы Бриттена «Питер Граймс» – в 2015 году спектакль Кристофа Лоя получил в Лондоне международную оперную премию.

Быть или не быть композитором События

Быть или не быть композитором

Выставка, посвященная творческому процессу современных композиторов, открылась в Музее С.С.Прокофьева

Страна улыбок События

Страна улыбок

Подведены итоги XIV конкурса «ОпереттаLand»

Всем узникам совести посвящается События

Всем узникам совести посвящается

Оперный театр Conlucia впервые в России представил сценическую версию оперы Луиджи Даллапикколы «Узник»