Пять лет назад, в предыдущий юбилей композитора, казанский фестиваль Te salutant, Sofia! завоевал сердца публики своей камерностью, душевностью, едва ли не домашним уютом. В этом году – тоже юбилейном, с завораживающей и ошеломляющей цифрой 90 – сердечность, простота, та, что сродни гениальности, царили в той же мере на всех мероприятиях фестиваля. Главным и бессменным организатором выступил Центр современной музыки Софии Губайдулиной, чья деятельность с самого своего создания посвящена композитору, ее биографии, музыке и, конечно, ее единомышленникам, адептам современной музыки.
В первый день фестиваля состоялся концерт-приношение «Фигуры пространства и времени». Студенты и преподаватели Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова, где училась София Асгатовна и чьим почетным профессором она является, исполнили сочинения композитора разных лет и разных жанров. В программу вошло единственное сочинение Губайдулиной, написанное для хора a cappella, «Посвящение Марине Цветаевой». Эффектное, нетрадиционное звучание хора создало атмосферу драматизма и созвучности душевных и духовных поисков двух великих авторов, одновременно порадовав публику мастерством и профессионализмом исполнителей непривычной для них музыки. В программу концерта были включены сочинения композитора, написанные по мотивам татарской музыки. Традиционалисты, как правило, утверждают, что невозможно совместить национальные мотивы и современные гармонии, однако присутствовавшие в зале скептики современной музыки испытали приятный шок и потрясение, услышав «Татарский танец для баяна и двух контрабасов» и пьесу «По мотивам татарского фольклора».
Говоря о камерности фестиваля, мы совершенно не умаляем его значимость и мощь – отнюдь, мы говорим о насыщенности и концентрации музыкального «вещества» в каждой единице его пространства и времени. В дни фестиваля в выставочном зале Казанской Ратуши начала свою работу международная художественная выставка «Художники – Софии Губайдулиной», ставшая итогом десятилетней работы арт-проекта «Современное искусство и музыка». Мастера изобразительного искусства России, Татарстана, Германии и Франции представили на выставке свое видение образов композитора, ее музыки, философии и мировоззрения, выразив их языком живописи и графики.
Одновременно с открытием выставки состоялись две презентации. Директор ЦСМ Ляйля Гарифуллина представила собравшимся гостям документальную ленту «Композитор София Губайдулина. О любви и ненависти». Фильм создан авторской группой Центра современной музыки Софии Губайдулиной в 2021 году на основе эксклюзивного интервью композитора, записанного сотрудниками Центра в Аппене в 2019 году. В фильме звучит музыка одного из самых мощных и глубоких произведений автора – оратории «О любви и ненависти» (2016–2018), через которую композитор-философ пытается пробудить в человеке его высшие силы: любовь и чистоту, чувство справедливости и неприятие зла. Дирижер Андрес Мустонен, которому посвящено это сочинение, называет ораторию Новым Заветом, сокровенным посланием нашей эпохе, самым важным сообщением человечеству XXI века.
В череде событий фестиваля Te salutant, Sofia!, каждое из которых достойно пристального внимания, центральное место занял юбилейный авторский концерт, программа которого выбиралась с особой тщательностью. Сотрудники ЦСМ советовались с Софией Асгатовной, разговаривали с дирижером Андресом Мустоненом, приглашенным на фестиваль, в результате совместного выбора остановились на трех произведениях – премьерах (для России и Казани).
В начале концерта на огромном экране зрителям была представлена эксклюзивная видеозапись невероятно искреннего и трогательного приветствия Софии Асгатовны: «Я бесконечно счастлива тем вниманием, которое мне уделено в связи с моим 90-летием. Именно в тот момент, когда 90-летний человек стоит непосредственно перед финалом своей жизни, особенно хочется благодарить судьбу за все, что она подарила ему на этом длинном пути: благодарить все прошедшее, будь оно окрашено восторгом или горечью, радостью или болью; благодарить все без исключения – взлеты и падения; благодарить всех людей, с которыми сводила судьба; и особенно благодарить начало жизненного пути, то есть то, где прошла юность человека, город, в котором закладывалась глубинная сущность всей остальной жизни. В моем случае это город Казань, где я провела первые 20 лет моего пути…»
Вести концерт был приглашен музыковед, музыкальный критик, кандидат искусствоведения Ярослав Тимофеев. Публика с особенной сосредоточенностью внимала каждому слову ведущего. Тонко, органично, с присущей ему мягкостью и уверенностью, профессионализмом, владением словом и проблематикой, Тимофеев подготавливал слушателя к таинству музыки Губайдулиной. Всего было исполнено три сочинения. О первом – Концерте для фортепиано и камерного оркестра Introitus – сама Губайдулина говорила так: «Солист в данном сочинении – это человек, переступающий порог храма…» А вот как интерпретировал это сочинение ведущий: «Человек приходит в храм с заученной молитвой, а потом происходит его преображение, и он находит очень личную, очень живую веру». Далее он опять приводит слова Губайдулиной: «“Смысл музыкального произведения можно объяснять только намеками”. Что она и делает. Но каждый из вас может услышать в этом концерте что-то свое». Известный пианист, исполнитель и интерпретатор современной музыки Михаил Дубов вместе с оркестром Центра современной музыки Софии Губайдулиной (за пультом стоял маэстро Андрес Мустонен) на сцене Большого концертного зала имени Салиха Сайдашева в этот вечер воплотили в явь выражение Валентины Холоповой: «Партитура тихого, кроткого Introitus словно вся искрится любовью».
Как большинство сочинений Губайдулиной, музыка следующего исполненного на концерте произведения пронизана тщательно выверенными числовыми соотношениями. Это сочинение, посвященное дочери композитора, Надежде, – «Лира Орфея» для скрипки, струнного камерного оркестра и ударных. Так говорит об этом произведении сама София Асгатовна: «Именно то, что в самой физической природе звуковых соотношений метафорически содержится глубинная связь процессов во времени и процессов в звуковом пространстве, волновало меня и мою дочь Надежду». В роли легендарного Орфея выступил не менее известный скрипач Роман Минц, оркестром дирижировала художественный руководитель Оркестра Центра современной музыки Софии Губайдулиной Анна Гулишамбарова. Слушатели завороженно следовали за звуками оркестра и скрипки – «лиры» «Орфея», пусть даже это был бы путь в «царство теней», чувствуя то нарастающую напряженность и тревожность, то спокойную холодность и даже безмятежность.
Символично, что последнее произведение, которое было исполнено на этом концерте, называется Warum? Пьеса для флейты, бас-флейты, кларнета, бас-кларнета и струнного оркестра. Губайдулина задает этот вопрос себе на протяжении всей жизни: «“Куда мой путь ведет? Он непостижим. Смысл жизни непостижим”, – это средневековый поэт, восточный, Хафиз. То есть этот вопрос для художника стоит очень остро, всю историю. Но в современном мире, я поняла, что этот вопрос наиболее остро стоит именно сейчас, когда мы обладаем таким ужасающим количеством информации, которое нам доступно. И чем больше мы знаем, тем меньше открывается нам смысл жизни. Смысл жизни – куда? зачем? почему? У меня такое впечатление, что для меня это стало еще острее, чем в прошлые, позапрошлые века». Солисты Иван Бушуев (флейта) и Олег Танцов (кларнет), струнный оркестр ЦСМ под управлением Андреса Мустоненазадали нам этот вечный философский вопрос, воплощенный в музыке Губайдулиной: «Warum? (Почему?)» Он бесконечно будоражит сердца и умы мыслящих людей, но остается без ответа…
Гала-концерт I Международного конкурса молодых композиторов имени Софии Губайдулиной завершил программу фестиваля. Произведения победителей конкурса в номинации «Сочинение для камерного ансамбля» прозвучали в исполнении Московского ансамбля современной музыки в Зале Союза композиторов Татарстана. Неизменно на каждом концерте фестиваля звучала музыка юбиляра-композитора. На этом концерте соната Губайдулиной«Радуйся!» была исполнена солистами Московского ансамбля современной музыки.
Даже завершив свою программу, результаты и достижения фестиваля еще долго будут продолжать нас радовать. Выставка художников продолжит свою работу в выставочном зале «Эрмитаж» Казанского Кремля. Поклонники композитора смогут наслаждаться чтением нового дополненного издания юбилейной книги-альбома, выпущенной Центром современной музыки Софии Губайдулиной. Новый документальный фильм о композиторе зрители смогут увидеть в ближайшее время на YouTube-канале, а также на диске, приложенном к новому изданию книги. Фрагменты авторского концерта уже доступны для просмотра на интернет-площадках.