Пофестивалим? События

Пофестивалим?

Летом, когда московские театры и концертные залы дружно отправляются в отпуск, академические европейские площадки, напротив, превращаются в места силы. Одни сражаются за публику, другие давно перестали играть в конкурентов, сосредоточив внимание на более глобальных вопросах.

13 ИЮЛЯ – 8 СЕНТЯБРЯ
Proms: Променад в английском стиле

Неизменно впечатляющий своими масштабами и участием первых музыкантов мира ежегодный Proms в этот раз сделал ставку на женщин-композиторов и крупные (преимущественно вековые) юбилеи. Старт восьминедельному марафону даст концерт, посвященный английской музыке: под сводами Королевского Альберт-холла Симфонический оркестр Би-Би-Си, возглавляемый финном Сакари Орамо, отметит 100-летие с момента премьерного исполнения симфонической сюиты Густава Холста «Планеты». По правде говоря, горячо любимое британцами произведение впервые публично прозвучало чуть позднее – в 1920-м в Куинс-холле, а до этого, в 1918-м состоялся закрытый концерт, на котором «Планеты» были преподнесены в качестве подарка Генри Балфору Гардинеру – двоюродному дедушке известного дирижера сэра Джона Элиота Гардинера.

Современники Холста искали в «Планетах» переживания, связанные с Первой мировой войной (кстати, ее окончание – магистральная тема Proms-2018), однако композитор открещивался от программных ассоциаций, и тем оригинальнее выглядит концепция, представляющая каждый фрагмент «Планет» как этап человеческой жизни: от рождения – мучительного начала, сражения за само существование («Марс, вестник войны») до упокоения (или реинкарнации) души под таинственное пение хора («Нептун, мистик»). Холст никогда больше не писал подобных сочинений и весьма скептически относился к популярности «Планет», хотя в этих «семи оркестровых пьесах», конечно, прослеживается влияние музыки лидеров начала прошлого века – Стравинского, Дебюсси, Шёнберга. Но в программе концерта-открытия Proms-2018 Холст соседствует вовсе не с ними, а со своим соотечественником Ральфом Воан-Уильямсом. В 1904–1906 годах один из крупнейших английских композиторов нового времени написал свою первую масштабную хоровую пьесу – 12-минутную «песню» «Навстречу неизвестным краям» на стихи Уолта Уитмена. Стилистически связанная с Первой «Морской» симфонией, она абсолютно трансцендентна по настроению и отвечает освободительному духу поэзии «отца свободного стиха».

Третье имя в программе концерта вряд ли знакомо российской публике. Это современный автор – Анна Мередит, сорокалетняя представительница направления avant-pop, композитор в резиденции Шотландского симфонического оркестра Би-Би-Си. По заказу Proms и Эдинбургского фестиваля Мередит написала для оркестра и юношеского хора пьесу, литературной основой для которой послужили пять телеграмм, отправленных молодыми солдатами в 1918 году. Дата, естественно, указывает на Компьенское перемирие, положившее конец Первой мировой войне. В проекте участвует креативная группа дизайнеров 59 Productions – от их изобретательности и фантазии будет зависеть визуальное решение действа.

Помимо Анны Мередит, мировых премьер своих сочинений на Proms ждут Роксана Пануфник – дочь польского маэстро Анджея Пануфника; Лора Мвула – совершенно уникальный персонаж на британской сцене (жанр, в котором она выступает, невозможно классифицировать однозначно – здесь и соул, и R’n’B, и влияние музыки эпохи барокко); Бушра Эль-Турк – британско-ливанская экспериментаторша, чьему перу принадлежит пятиминутная композиция «Крем-брюле на дереве» – остроумный ответ на «La bonne cuisine» Леонарда Бернстайна. Всего запланировано порядка четырех десятков мировых и локальных премьер. Новая музыка концептуально войдет в променадный диптих Шведского камерного оркестра – представляя шесть Бранденбургских концертов Баха вместе с работами Ури Кейна, Бретта Дина, Андерса Хиллборга, Ольги Нойвирт, Стивена Макея и Марка Энтони Тёрнеджа, коллектив намерен создать совершенно новый музыкальный цикл, хронологически охватывающий почти три столетия.

Афиша фестиваля традиционно пестрит громкими именами. Янник Незе-Сеген приедет в Лондон вместе с Роттердамским филармоническим оркестром (в программе Лист и Брукнер). Робин Тиччиати на один день вырвется из Глайндборна
с Лондонским филармоническим оркестром и полным составом солистов семистейдж-версии оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси. Сэр Саймон Рэттл также выбрал французскую оперу – «Дитя и волшебство» Равеля и его же симфоническую сюиту «Моя Матушка-гусыня». Диана Дамрау преподнесет подарок молодому оперному композитору Йену Бэллу, исполнив его новое произведение – концерт для колоратурного сопрано с оркестром «Аврора» (дирижирует Василий Петренко). Царственно прекрасная Джойс ДиДонато предстанет в двух трагических образах – Дидоны (фрагмент из оперы Берлиоза «Троянцы») и Клеопатры (его же кантата «Смерть Клеопатры»).

Среди дебютантов Proms-2018 – хорошо знакомые лица: британская столица предвкушает визит героя прошлогоднего Зальцбургского фестиваля – маэстро Курентзиса и его «пермского чуда» – оркестра musicAeterna. Музыканты везут Вторую и Пятую симфонии Бетховена.

3–27 Августа
Эдинбургский фестиваль искусств: в сердце Шотландии

Эдинбург, король летних фестивалей, славен тем, что представляет все виды сценических искусств – от оперы и contemporary dance до эстрады. Его концертная афиша ни в чем не уступает театральной, хотя тематически все же перекликается с сезонными планами оркестров Великобритании – уже упомянутый Рэттл, к примеру, внесет свою лепту в растянувшееся более чем на год празднование 100-летия Леонарда Бернстайна. В одном из подкастов нынешний руководитель Лондонского симфонического оркестра с большой теплотой вспоминает свои детские впечатления от первого прослушивания пластинок с музыкой Бернстайна. «В его сочинениях удивительным образом встречаются Малер, джаз, рок… Но я уверен, эта музыка прошла проверку временем», – считает дирижер. К числу созданных Бернстайном шедевров он относит Вторую симфонию «Век тревог», посвященную Сергею Кусевицкому. Она и вошла в программу одного из двух выступлений Рэттла в Эдинбурге. Фортепианную партию исполнит польский пианист Кристиан Цимерман.

На фестиваль возвращается Филармонический оркестр Осло со своим руководителем, любимцем английской публики Василием Петренко. В 2015-м, когда норвежские гости появились на сцене Ашер-холла, критика отметила прекрасную форму коллектива, «ясные текстуры, ультра-чистую артикуляцию, фразировку, вылепленную изо льда и гранита». В этот раз скандинавская команда усилена еще одним игроком – в столицу Шотландии пожалует молодая оперная певица Лиза Давидсен (сопрано), лауреат конкурса Пласидо Доминго «Опералия» (2015). Программа концерта выглядит контрастно – в одном отделении царит Рихард Штраус – симфонический («Дон Жуан») и вокальный (изысканные оркестровые песни, в том числе «Cäcilie» и «Wiegenlied»), в другом – Прокофьев (Симфония № 6).

Одно из самых ожидаемых событий нынешнего Эдинбурга – Евровидение для юных музыкантов. По итогам Grand Piano Competition-2018 представлять Россию на этом конкурсе доверили Ивану Бессонову. Помимо нашего пианиста среди соискателей еще 17 виртуозных артистов в возрасте от 12 до 21 года. В полуфинале каждому из них предстоит сыграть 18-минутный реситаль. В финале окажутся шесть кандидатов на победу, и исход поединка техники и индивидуальности будет зависеть, в том числе, и от взаимодействия конкурсанта с оркестром – Шотландским симфоническим оркестром Би-Би-Си и его шефом – дирижером Томасом Даусгором. За ходом событий можно будет следить в интернете и на Би-Би-Си-2 Шотландии.

Подробные программы фестивалей доступны на сайтах:
www.eif.co.uk
www.bbc.co.uk/proms

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»