Пока не высохли краски События

Пока не высохли краски

Презентация цифрового альбома «Шесть сонат для флейты соло» и концерт к 85-летию со дня рождения композитора Давида Кривицкого состоялись в Концертном зале «Гнесинский на Поварской»

Программы, составленные целиком из флейтовой музыки, – событие редкое, обращающее на себя внимание даже на фоне кипучей культурной жизни мегаполиса. Как говорится, не проходите мимо – тем более, если все произведения на афише принадлежат одному композитору. Когда еще такое повторится?! По крайней мере, автору этих заметок не удалось побороть любопытство: отложив ненадолго мысли о приближающейся сессии, я отправилась майским пятничным вечером на знакомство с музыкой Д.И. Кривицкого (1937–2010).

Уникальный, как мы заметили, сразу в нескольких отношениях концерт был организован усилиями двух известных и уважаемых музыкантов. Имя Святослава Голубенко вне всяких сомнений уже вошло в историю русского флейтового искусства. Великолепный исполнитель и настоящий подвижник своего изготовленного из благородных металлов инструмента, Голубенко не просто призвал к участию в концерте друзей и учеников, но и специально отобрал программу, внимательно изучив хранящиеся в домашнем архиве партитуры. И действительно, эти два часа музыки подарили благодарной и счастливой публике любовно воссозданный портрет Давида Кривицкого, нарисованный такими же свежими и яркими красками, какими он сам творил свои многочисленные опусы.

Большое флейтовое семейство Святослава Сергеевича встретилось в этот вечер с дружным семейством Кривицких. Подумалось даже о том, как велика в нашем художественном мире несправедливость. Произведения многих «академических» композиторов недавнего прошлого ныне полузабыты: получается, что если тот или иной творец не совершил некогда ошеломительных открытий (в хорошем или подчас в сомнительном смысле этого слова), а просто писал талантливую музыку, то его наследие имеет не так много шансов обрести прочное место в концертном репертуаре.

Прямо скажем, Давиду Исааковичу в этом отношении очень повезло, пусть это и случай абсолютно заслуженного везения. Дочь композитора не только достигла больших высот как исполнитель и как историк музыки – Евгения Кривицкая сделала все возможное для того, чтобы произведения ее отца постоянно звучали на концертных площадках. 11 мая, накануне дня рождения композитора, в Большом зале Московской консерватории в исполнении Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан и Камерного хора Московской консерватории прозвучала его «Военная кантата». Наш монографический флейтовый вечер состоялся 13 мая. Так, возможно непреднамеренно, к юбилею композитора выстроилась своеобразная триумфальная арка.

Концерт воспринимался одновременно и как нечто приподнято торжественное, и как почти семейное, камерное празднование. Тон ему задавала проникновенная интонация – любовная и вместе с тем деликатная, – с которой Евгения Кривицкая представляла каждое из сочинений и его исполнителей. Благодаря ее слову слушатели концерта смогли не только правильно настроиться на восприятие незнакомой музыки, но и узнали множество деталей из жизни Давида Исааковича – личности незаурядной, человека с не самой обычной судьбой. Особенно трогательным моментом стало исполнение одного из номеров «Венка сонетов» – произведения, написанного на стихи Валерия Брюсова в уникальной, стилизованной под старину поэтической форме. В конце сонета «Надежда» для сопрано и флейты (прозвучавшего в исполнении Анастасии Белуковой и Натальи Белоколенко) появляется, по остроумному замечанию ведущей, «рояль в кустах»: несколько заключительных аккордов берет молчавший всю пьесу пианист. Этим явившимся нам «из кустов» клавишником выступил внук композитора, Михаил. Творчество мастера продолжает свою жизнь точно так же, как память о нем живет в сердцах прямых потомков… Не испросив на то разрешение у родных, расскажу по секрету немного семейной истории.

Давид Кривицкий родился на Украине, в Киеве, и всю жизнь помнил свои музыкальные корни, дорожил ими. Его отец, концертмейстер первых скрипок в Оперном театре имени Т.Г. Шевченко, в годы поздней сталинщины был уволен из Киевской консерватории, а сам будущий композитор тогда же был отчислен из специальной музыкальной школы якобы из-за отсутствия способностей. Несмотря на выпавшие с детства испытания юноша окончил Киевскую консерваторию как скрипач. Стать прямым продолжателем дела отца ему не довелось, но судьба своеобразно компенсировала все выпавшие на долю еврейского юноши несправедливости: свое композиторское призвание он осознал в стенах Гнесинского института, в классе композиции Г. И. Литинского. Таким образом, наш флейтовый концерт прозвучал в тех пространствах, в которых вырос и состоялся этот прекрасный музыкант. И мы дышали тем же творческим воздухом. Вероятно, устроители специально предусмотрели эффект возвращения музыки Кривицкого «в родные пенаты».

Профессией приходилось овладевать в непростых условиях, значительная часть сил расходовалась на создание музыки для театра и кино. Но именно эта область творчества стала для Давида Исааковича большой профессиональной школой, помогла завязать множество знакомств, найти замечательных друзей на всю жизнь. Молодого Кривицкого современники помнили очень деятельным, активным человеком – тем более сильным ударом стала тяжелая болезнь: с 1983 года до конца дней борьба с нею отбирала энергию и ограничивала возможности участвовать в окружающей жизни. Творчество стало спасительным выходом. На протяжении десятилетий композитор сочинял взахлеб, по завершении одной партитуры сразу принимался за написание другой. Страсть к творчеству помогала преодолевать недуг, а дополняла ее любовь к человечеству и к конкретным людям, прежде всего к тем многочисленным музыкантам, для которых сочинялись эти произведения.

Интенсивность творчества была исключительной. Композитору удалось охватить все музыкальные жанры: оперы, балеты, симфонии, сонаты, концерты, кантаты – всюду оставить свой след… Кривицкий живо интересовался происходящим вокруг, был необычайно эрудированным и погруженным в культуру человеком, любил экспериментировать с музыкальными тембрами – его наследие включает музыку для всех инструментов симфонического оркестра!

Басовая флейта в руках у Екатерины Майер

Есть и экзотические сочинения, например, Концерт для виолы д’ амур с оркестром или Концерт для альпийского рога также с оркестром. В программе вечера были представлены не только «Тема и семь вариаций» для альтовой флейты (исполнительница Варвара Мистюкова), но и Камерная соната для басовой флейты – редкой разновидности инструмента, отличающейся глубоким бархатистым тембром (исполнительница Екатерина  Майер), – во всей Москве таких найдутся считанные единицы! И вновь экзотика – «Триптих для флейты и балалайки», причудливое комбо народного и академического. Почти «несочетаемые» инструменты прекрасно дополняли друг друга: Наталья Белоколенко и Дарья Новикова (приспособившая балалаечную партию для своей домры) игриво и легко справились с технически сложной композицией. Автор около 1600 опусов, Давид Исаакович фигурирует в «Книге рекордов планеты», и если этот факт вызывает сейчас на вашем лице улыбку, послушайте его музыку и вспомните о тех жизненных обстоятельствах, в которых она создавалась.

Наталья Белоколенко и Дарья Новикова

Сделать это нетрудно. Запись концерта доступна на платформе YouTube в канале Russian Patephone. Устроители дали ему изысканное название «Логос звучащей флейты». Так же называется и цифровой альбом, выпущенный к юбилею фирмой «Мелодия». Солист и директор Симфонического оркестра Нижегородской филармонии Андрей Малых исполняет на этой записи шесть флейтовых сонат Кривицкого. Шестая соната, «Соната воспоминаний», прозвучала 13 мая, а сам вечер стал еще и презентацией нового релиза. «Природа и музыка – нежная трепетность и глубина: не это ли логос звучащей флейты?» – говорил Давид Исаакович.

Программным показался и выбор первого номера. «The Grand Flute Ensemble» (дирижер – Александра Мелдо) исполнил поэму для восьми флейт соло «Alla prima». Сочинение открывало не просто концерт, но дверь в музыкальный мир Давида Кривицкого, в котором сочные и красочные звучания перетекают в волнующие лирические темы, а авангардные исполнительские приемы непринужденно сочетаются со «знаками» романтической традиции. Не пытайтесь «построить» этот мир согласно собственной жесткой логике, не спрашивайте, почему в свое произведение автор ввел мелодию, символизирующую любовь главных героев романа (и его оперы) «Доктор Живаго»! Эта музыка выстроена интуитивно, по законам фантазии и вдохновения, пленяет своей свежестью, рецепт которой – такая же загадка, как тайна божьего дара. «Alla prima» – разновидность техники масляной живописи. Художник должен нарисовать картину свежими красками, на одном дыхании, стараясь завершить свое творение до тех пор, пока краски не засохли. Вот таким творческим методом и создавались, вероятно, многие произведения Давида Исааковича – яркие жизненные впечатления, художественные идеи моментально и феноменально оформлялись в графике нотных рукописей. Отдадим должное замечательным исполнителям – они не просто освоили новый репертуар, но смогли проникнуть в тайны творческого вдохновения.

Отзывчивость к мимолетным впечатлениям сочетается у Кривицкого с характерными для советской интеллигенции размышлениями о «высоком». Очень удачным выбором оказался и заключительный номер вечера. Теперь уже двенадцать флейт соло исполнили пьесу «Время течет, вечность неизменна»: обратившись к романтической по своему происхождению теме растворения жизни в вечности, композитор нашел свежие, современные приемы для ее раскрытия. А в прозвучавшей непосредственно перед этим необычным ансамблем «Мелодии» для флейты и арфы (исполнители – Андрей Малых и Мария Федорова) царил логос небесной музыки. Примечательно, что обе пьесы были созданы в последнее десятилетие жизни автора – погрузившись в их звучание, мы узнаем, каким был итог его духовного пути.

Андрей Малых

Не только Шестая соната, но, кажется, многие другие пьесы программы – как, к примеру, изящный Концертный дуэт №1, прозвучавший у Святослава Голубенко и Дарьи Морозовой, – несут отпечаток личных воспоминаний композитора, о конкретном содержании которых сегодня можно только догадываться. «Маленький вальс» и «Интермеццо» в Диптихе для флейты и фортепиано в исполнении Александры  Мелдо и Ренаты Вахитовой показались мне беззаботными и по-детски счастливыми, ностальгически теплыми: разговор с детством, и вновь лето, каникулы в деревне у бабушки… Открывая все новые страницы творчества Давида Кривицкого, мы, наверное, не сможем обойтись без таких наивных и субъективных ассоциаций.

Но главное, без чего и без кого нам не обойтись – это музыканты, энтузиасты своих инструментов в их тесситурных и исторических разновидностях. Вслед за флейтовым Кривицким нам пора бы познакомиться с кларнетовыми или тромбоновыми циклами пьес этого мастера (об их существовании рассказывала слушателям дочь композитора). И хочется верить, что это знакомство состоится уже в скором будущем, а не спустя пять или десять лет, в грядущие юбилеи мастера.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»