Похулиганили от души События

Похулиганили от души

В Омской филармонии завершился фестиваль «Белая симфония»

«Белая симфония» пришла в Омскую филармонию семь лет назад вместе с директором Ириной Лапшиной, принесшей в жизнь почтенной организации (в 2025 году грядет 85-летие) свежие идеи и взгляды. «Филармония должна звучать повсюду», – таково кредо директора, и действительно, симфонический, камерный и духовой оркестры, Государственный академический Омский русский народный хор, Квартет народных инструментов «Тарские ворота», Вокальный квартет «Премьер» выступают и в залах филармонии, и активно гастролируют, и востребованы в различных региональных проектах. Более 700 концертов дает Омская филармония в год, и, согласно мониторингу Союза концертных организаций, она занимает высшие строчки по финансовым показателям и посещаемости публикой. Поддерживает проекты филармонии и министерство культуры Омской области: министр Юрий Трофимов лично принимал участие в пресс-конференции фестиваля, ходил на концерты, погружаясь в тонкости музыки Сергея Рахманинова и Терри Райли.

Красивая концепция «Белой симфонии» выросла из свойств белого цвета, луч которого, проходя через призму, разделяется на множество разноцветных лучей, составляющих спектр. В свою очередь, фестиваль демонстрирует творческую многогранность симфонического оркестра, богатство его репертуара. За семь лет существования сложились свои традиции: четыре взрослых и один детский концерт. В год 150-летия Рахманинова прозвучала опера «Франческа да Римини» в концертном исполнении: в городе нет полноценного оперного театра, поэтому пригласили солистов из соседнего Новосибирска. А Вторая симфония юбиляра вместе со Скрипичным концертом Чайковского составила программу открытия фестиваля, познакомив омичей с новыми артистами – китайским дирижером Кристофером Ченом и прекрасным молодым скрипачом Леонидом Железным. Обязательно в афише «Белой симфонии» – джазовая программа. В этом году она была посвящена движению симфоджаза сквозь стили и эпохи в новый век и познакомила слушателей с таким экспериментальным направлением, как industrial jazz, а представили ее артисты, чьи имена у всех на слуху: братья Ивановы – пианист Михаил и контрабасист Андрей, кларнетист Игорь Федоров, певица Полина Орбах.

А вот изюминкой финального концерта стала партитура американского минималиста Терри Райли In C. «Я планирую уложиться за полчаса, – обнадежил главный дирижер Омского симфонического оркестра Дмитрий Васильев. – А в принципе музыка может длиться и полтора часа. Партитура представляет лист бумаги, на которой выписаны 53 паттерна – коротких мотива, и музыканты сами решают, как им вступать».

Дело дирижера тут – координировать весь процесс. С оркестрантами были обговорены условные знаки, чтобы они понимали, когда переходить к следующему эпизоду или вообще завершить игру.

Публика с интересом следила за течением пьесы, пытаясь уловить в звуковых вибрациях смысл и разгадать некоторые шумовые эффекты, рожденные экзотическими ударными инструментами – дарбукой или дождевой флейтой (рейнстик). В решении ребусов помогали и выразительные жесты Дмитрия Васильева, который пытался пластически расшифровать эмоциональное содержание.

 

Назвав завершающую фестиваль программу «хулиганской», дирижер постарался раскрыть тему во всех аспектах. В этом ему помог победитель XV Международного конкурса имени П.И.Чайковского Дмитрий Маслеев. Его соло в Первом концерте Шостаковича было окрашено в легкие юмористические тона. Стиль игры Маслеева всегда очень интеллигентен, одухотворен. Ему особенно удалась вторая часть, где он погрузил публику в мир ностальгии по утраченной красоте. В прекрасной акустике Концертного зала Омской филармонии пианист мог позволить себе поколдовать над звуком, поиграть «вполголоса», заставив зал сосредоточиться и внимать. С ним на одной волне находился оркестр, подстраиваясь под настроения пианиста. В целом же сочинение построено на ошеломляющих контрастах и мгновенных переключениях, которые четко выполнялись по мановению руки дирижера.

Важная роль в Первом концерте Шостаковича отведена солирующей трубе, и Сергей Бутиков впечатлил чистотой интонации, технической стабильностью и изысканной градацией нюансов. Тишайшие фразы «под сурдинку» в стиле сфумато перенесли слушателей в атмосферу Бродвея, напомнили про «весь этот джаз», а виртуозные пассажи в финале внесли ту нотку хулиганства, которую обещала афиша.

В пару к Первому концерту Васильев поставил сюиту из музыки Шостаковича к фильму-балету «Барышня и хулиган». Строго говоря, композитор такого балета не писал. Хореограф Константин Боярский для фильма сделал микст из номеров трех балетов и киномузыки, поэтому омичей ждала радость встречи с такими шлягерами, как «Романс» из фильма «Овод» или «Танец ломового извозчика» из балета «Болт». В лирических частях прекрасно солировал концертмейстер виолончелей Владимир Сенатырев, а в Фокстроте эффектно сплелись реплики саксофона (Валерий Перминов), скрипки (Андрей Лопатин) и гитары (Вячеслав Пантелеев).

Завершал этот вечер сюрпризов Второй фортепианный концерт Николая Капустина, еще один раритет, в Омске прозвучавший впервые. Здесь Дмитрий Маслеев отбросил сдержанность и перевоплотился в лихого джазмена: фактура написана таким образом, что создается полная иллюзия сиюминутной импровизации. Оркестр и пианист купались в потоках пассажей, прихотливых ритмах, внушавших бодрость, оптимизм и упоение жизнью. В медленной части на момент повседневная суета отступила, дав место рефлексии, но затем тема переросла в гимническую оду, затопив мощным тутти все пространство зала. Восторг слушателей, стоя приветствовавших музыкантов, дал повод Маслееву сыграть на бис сольный Этюд Капустина. На творческой встрече (своего рода after party – еще одна симпатичная традиция фестиваля) Ирина Лапшина поблагодарила публику за доверие. «Многие уже не спрашивают, что будет в программе. Увидев анонс “Белой симфонии” или фестиваля новой музыки, или Симфопарка, просто торопятся успеть купить билеты, чтобы разделить с нами радость встречи с музыкой».

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»