Поколение TikTok сочиняет оперу События

Поколение TikTok сочиняет оперу

В октябре прошлого года Венская опера инициировала новый экспериментальный проект – оперную лабораторию для юношества. После небольшой паузы, связанной с переходом в онлайн-­пространство в период жесткого локдауна, участникам проекта наконец удалось возобновить активный репетиционный процесс.

С приходом нового директора Богдана Рошчича в театре были озвучены не только амбициозные планы по обновлению репертуара и ансамбля, но также создан отдел по выстраиванию отношений с аудиторией (в частности, с молодой ее частью) вне формальных каналов общения. Основная цель – привлечь в креативный процесс не столько оперных фанатов, сколько тех, кто пока, возможно, от оперы далек – как в прямом, так и переносном смысле: к участию в проекте пригласили молодежь (от 15 до 24 лет) из самых разных районов города. Опера решительно борется за новый зрительский сегмент, будущих друзей театра и прежде всего за новые перспективы. Кроме традиционных способов работы с молодежью (школьные походы в театр, во время которых опера во всем своем великолепии обрушивается на юных зрителей, и там – либо ужас, либо любовь на всю жизнь) театр пробует привлечь новую аудиторию с «черного хода», давая юному поколению возможность самим поиграть в оперу, познакомиться с театром изнутри. Во время набора участников проекта принципиально не устраивались прослушивания, не предъявлялось никаких требований по наличию музыкального образования – на бесплатной основе принимались все желающие. Очевидно, кураторы резонно исходили из того, что само слово «опера» в названии проекта должно отпугнуть людей, изначально далеких от музыки. В итоге была сформирована группа из двадцати человек, примерно четверть которой составляют ученики и выпускники оперной школы при Венской государственной опере.

Автор концепции и куратор проекта – театральный педагог Кристина Винкель, а музыкальной частью занимаются двое ее коллег: руководитель оперной школы Йоханнес Мертль и директор детского музыкального центра Superar Анди Икочеа. В ходе работы проекта участники должны вместе придумать и написать историю, перенести ее на сцену и перевести на язык оперы. Вот так просто. Премьера спектакля под названием #UTOPERA должна состояться в июне 2021 года на сцене районного культурного центра Brotfabrik с участием оркестра Венской оперы. Репетиции начались в помещении центра, но после вынужденного перехода в онлайн-­формат переместились в здание оперной школы, что позволяет тестировать участников проекта каждую неделю вместе с сотрудниками театра. По содержанию будущий зингшпиль – это вольная фантазия на тему будущего, балансирующая на грани утопии и антиутопии. Действие начинается в далекие 2080-е годы, когда у человечества появляется последний шанс сесть за стол переговоров, оглянуться назад, в наши бурные 2020-е, и оценить, что же и почему пошло не так. Венская опера предлагает юным участникам проекта «спеть о насущном», о тех проблемах, которые их действительно волнуют сегодня: потеря приватности в интернете и сохранение личных данных в мессенджерах, ухудшающаяся экология и невнятные обещания политиков, расовый вопрос и, конечно, обрушившийся на мир ковид – почему ­кто-то послушно сидит дома, а ­кто-то продолжает ходить на вечеринки.

Театр загорелся идеей привлечь молодежь в оперу и одновременно приблизить оперу к темам, играющим сегодня важную роль в юношеской среде: двусторонний обмен как смысловыми, так и музыкальными импульсами и идеями. Процесс создания «оперы» сводится к следующему: участники начинают с самого простого – речи, затем выделяются ключевые слова, акценты, образы, присоединяется ритм, интонирование, выстраивается развернутое многоголосие, разрабатывается динамическое и гармоническое развитие. Весь процесс направляется и фиксируется профессиональными музыкантами, но импульсы и идеи идут непосредственно от юных участников – принимаются все предложения, как музыкальные, так и по решению мизансцен. В итоге должна появиться более или менее традиционная партитура – с речитативами, ариями, ансамблями и многоголосным хором. Оркестровые фрагменты будут создаваться уже без участия молодых «авторов» на основе сложившегося музыкального материала.

Кристина Винкель и Йоханнес Мертль с участниками проекта #UTOPERA

Конечно, придумываемая общими усилиями опера по большому счету не что иное, как разношерстный пэтчворк, сшитый из разных музыкальных шаблонов – оперных и не только. Иногда «авторы» идут по пути наименьшего сопротивления, нанизывая один на другой знакомые жанровые элементы, строя свою конструкцию из хорошо знакомых музыкальных кубиков Lego, а иногда создают совершенно оригинальные структуры. В ходе творческих поисков одна из участниц предлагает наложить сольную речевую декламацию на многоголосную хоровую кантилену, другая сходу выдает готовое сценическое решение: как должны двигаться артисты, как нужно выставить свет. Оба предложения тут же претворяются в жизнь. Но, пожалуй, самое удивительное, как легко и непринужденно этот далекий от профессиональной муштры коллектив по мановению руки дирижера выстраивает многоголосие – ­почему-то их не смущают ни сложный ритм, ни хроматизмы.

Один из смысловых и отчасти музыкальных импульсов будущего спектакля – опера Верди «Макбет», премьера которой в Венской опере запланирована на июнь 2021 года. Это перенесенная из Оперы Цюриха блистательная авангардная постановка Барри Коски, главные партии исполнят Лука Сальси, Анна Нетребко и Роберто Тальявини. Основные темы вердиевской оперы – амбиции и борьба за власть, равнодушие и готовность к переменам, реальность и фантазия, страх и надежда на будущее – так или иначе находят свое место в сюжете молодежной «утоперы». Осознание того, что даже скрытое от нас будущее в любом случае является итогом наших сегодняшних действий – то, что мы хорошо помним по трагическому сюжету «Макбета». Немаловажную роль играют и музыкальные переклички: так, например, в «хоре возмущения», открывающем спектакль оперной лаборатории, рефреном повторяются фрагменты из знаменитого хора ведьм. По замыслу кураторов проекта юные участники проекта смогут ходить на репетиции «Макбета», наблюдать за творческим процессом и даже знакомиться с труппой театра. Если, конечно, планы пока недалекого утопического будущего не нарушит коварный ковид.

Пять лет с оркестром События

Пять лет с оркестром

Тульская областная филармония отметила 85-летие

Садко, богатый гость События

Садко, богатый гость

В Уфе впервые поставили одну из самых известных опер Римского-Корсакова

От Баха до Низамова События

От Баха до Низамова

Первый органный концерт в истории «ГЭС-2» сыграла Евгения Кривицкая

Бог русской грусти Презентации

Бог русской грусти

В «Геликон-опере» презентовали новую книгу о П. И. Чайковском