Поколение TikTok сочиняет оперу События

Поколение TikTok сочиняет оперу

В октябре прошлого года Венская опера инициировала новый экспериментальный проект – оперную лабораторию для юношества. После небольшой паузы, связанной с переходом в онлайн-­пространство в период жесткого локдауна, участникам проекта наконец удалось возобновить активный репетиционный процесс.

С приходом нового директора Богдана Рошчича в театре были озвучены не только амбициозные планы по обновлению репертуара и ансамбля, но также создан отдел по выстраиванию отношений с аудиторией (в частности, с молодой ее частью) вне формальных каналов общения. Основная цель – привлечь в креативный процесс не столько оперных фанатов, сколько тех, кто пока, возможно, от оперы далек – как в прямом, так и переносном смысле: к участию в проекте пригласили молодежь (от 15 до 24 лет) из самых разных районов города. Опера решительно борется за новый зрительский сегмент, будущих друзей театра и прежде всего за новые перспективы. Кроме традиционных способов работы с молодежью (школьные походы в театр, во время которых опера во всем своем великолепии обрушивается на юных зрителей, и там – либо ужас, либо любовь на всю жизнь) театр пробует привлечь новую аудиторию с «черного хода», давая юному поколению возможность самим поиграть в оперу, познакомиться с театром изнутри. Во время набора участников проекта принципиально не устраивались прослушивания, не предъявлялось никаких требований по наличию музыкального образования – на бесплатной основе принимались все желающие. Очевидно, кураторы резонно исходили из того, что само слово «опера» в названии проекта должно отпугнуть людей, изначально далеких от музыки. В итоге была сформирована группа из двадцати человек, примерно четверть которой составляют ученики и выпускники оперной школы при Венской государственной опере.

Автор концепции и куратор проекта – театральный педагог Кристина Винкель, а музыкальной частью занимаются двое ее коллег: руководитель оперной школы Йоханнес Мертль и директор детского музыкального центра Superar Анди Икочеа. В ходе работы проекта участники должны вместе придумать и написать историю, перенести ее на сцену и перевести на язык оперы. Вот так просто. Премьера спектакля под названием #UTOPERA должна состояться в июне 2021 года на сцене районного культурного центра Brotfabrik с участием оркестра Венской оперы. Репетиции начались в помещении центра, но после вынужденного перехода в онлайн-­формат переместились в здание оперной школы, что позволяет тестировать участников проекта каждую неделю вместе с сотрудниками театра. По содержанию будущий зингшпиль – это вольная фантазия на тему будущего, балансирующая на грани утопии и антиутопии. Действие начинается в далекие 2080-е годы, когда у человечества появляется последний шанс сесть за стол переговоров, оглянуться назад, в наши бурные 2020-е, и оценить, что же и почему пошло не так. Венская опера предлагает юным участникам проекта «спеть о насущном», о тех проблемах, которые их действительно волнуют сегодня: потеря приватности в интернете и сохранение личных данных в мессенджерах, ухудшающаяся экология и невнятные обещания политиков, расовый вопрос и, конечно, обрушившийся на мир ковид – почему ­кто-то послушно сидит дома, а ­кто-то продолжает ходить на вечеринки.

Театр загорелся идеей привлечь молодежь в оперу и одновременно приблизить оперу к темам, играющим сегодня важную роль в юношеской среде: двусторонний обмен как смысловыми, так и музыкальными импульсами и идеями. Процесс создания «оперы» сводится к следующему: участники начинают с самого простого – речи, затем выделяются ключевые слова, акценты, образы, присоединяется ритм, интонирование, выстраивается развернутое многоголосие, разрабатывается динамическое и гармоническое развитие. Весь процесс направляется и фиксируется профессиональными музыкантами, но импульсы и идеи идут непосредственно от юных участников – принимаются все предложения, как музыкальные, так и по решению мизансцен. В итоге должна появиться более или менее традиционная партитура – с речитативами, ариями, ансамблями и многоголосным хором. Оркестровые фрагменты будут создаваться уже без участия молодых «авторов» на основе сложившегося музыкального материала.

Кристина Винкель и Йоханнес Мертль с участниками проекта #UTOPERA

Конечно, придумываемая общими усилиями опера по большому счету не что иное, как разношерстный пэтчворк, сшитый из разных музыкальных шаблонов – оперных и не только. Иногда «авторы» идут по пути наименьшего сопротивления, нанизывая один на другой знакомые жанровые элементы, строя свою конструкцию из хорошо знакомых музыкальных кубиков Lego, а иногда создают совершенно оригинальные структуры. В ходе творческих поисков одна из участниц предлагает наложить сольную речевую декламацию на многоголосную хоровую кантилену, другая сходу выдает готовое сценическое решение: как должны двигаться артисты, как нужно выставить свет. Оба предложения тут же претворяются в жизнь. Но, пожалуй, самое удивительное, как легко и непринужденно этот далекий от профессиональной муштры коллектив по мановению руки дирижера выстраивает многоголосие – ­почему-то их не смущают ни сложный ритм, ни хроматизмы.

Один из смысловых и отчасти музыкальных импульсов будущего спектакля – опера Верди «Макбет», премьера которой в Венской опере запланирована на июнь 2021 года. Это перенесенная из Оперы Цюриха блистательная авангардная постановка Барри Коски, главные партии исполнят Лука Сальси, Анна Нетребко и Роберто Тальявини. Основные темы вердиевской оперы – амбиции и борьба за власть, равнодушие и готовность к переменам, реальность и фантазия, страх и надежда на будущее – так или иначе находят свое место в сюжете молодежной «утоперы». Осознание того, что даже скрытое от нас будущее в любом случае является итогом наших сегодняшних действий – то, что мы хорошо помним по трагическому сюжету «Макбета». Немаловажную роль играют и музыкальные переклички: так, например, в «хоре возмущения», открывающем спектакль оперной лаборатории, рефреном повторяются фрагменты из знаменитого хора ведьм. По замыслу кураторов проекта юные участники проекта смогут ходить на репетиции «Макбета», наблюдать за творческим процессом и даже знакомиться с труппой театра. Если, конечно, планы пока недалекого утопического будущего не нарушит коварный ковид.

Без страха смотреть на небо События

Без страха смотреть на небо

На Камерной сцене Большого театра представили «диалог» двух опер послевоенного времени

Пасха. Классика. Туризм События

Пасха. Классика. Туризм

С 1 по 9 мая в Ярославле прошел ХIII Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета

На тихом морском берегу События

На тихом морском берегу

Владимир Юровский приурочил фестиваль к 50-летию со дня смерти Игоря Стравинского

Второе рождение Александра Невского События

Второе рождение Александра Невского

На фестивале Юрия Башмета в Ярославле отпраздновали 800-летие Александра Невского