Полет в стратосферу с Борисом Березовским События

Полет в стратосферу с Борисом Березовским

Пианист исполнил сонаты Скрябина в Московском планетарии

Первый Международный фестиваль имени А.Н. Скрябина уверенно приблизился к своему экватору. Уже было исполнено знаковое сочинение композитора – симфоническая поэма «Прометей», состоялся сольный концерт Люки Дебарга с его фортепианными пьесами, а худрук фестиваля Борис Березовский и актриса Чулпан Хаматова представили музыкально-литературную композицию, где избранные прелюдии Скрябина чередовались с поэзией Пастернака и Цветаевой. На очередном концерте Березовский выступил, пожалуй, в самом необычном месте из всех фестивальных площадок – в Московском планетарии. Пианист уверен, что Скрябин – первый из композиторов, кто «ушел в невесомость», то есть, «оторвался» от строгой формы, темпа и гармонии, наделив свою музыку особой вдохновленной устремленностью, полетностью.

Концептуально Московский планетарий идеально подходил для воплощения безумных скрябинских идей: сегодня композитор был бы в восторге, узнав, что его «дух, жаждой жизни окрыленный» можно показать наглядно. Большой звездный зал, в котором обычно проходят 3D-шоу для детей и взрослых, превратился в смесь концерта с кинотеатром. Публика удобно расположилась на мягких креслах, спинки которых откидывались назад, как в самолете – вот-вот, и скоро начнется долгожданный полет в космический мир Скрябина.

Но перед самим стартом возникла весьма странная прелюдия. На сцену вышел телеведущий Александр Гордон и тихим мрачным голосом стал декламировать стихотворения своего отца Гарри Гордона. От привычных аплодисментов, как на шоу «Мужское/Женское» он отказался, периодически посматривал на часы и вскоре уступил сцену Борису Березовскому. Что это было – трудно догадаться. Художественное слово Гордона по логике подразумевало под собой чтение стихов поэтов Серебряного века, близких Скрябину – до концерта или в процессе исполнения. Это же выступление, так никем и не объясненное, оставило после себя массу тайн и загадок (впрочем, что укладывается в скрябинский мир).

И вот, наконец, мы полетели в стратосферу. На огромном потолке-куполе появился темный небосвод, на котором зажигались и гасли звезды, кружились в причудливом танце созвездия, соединялись друг с другом знаки зодиака, плыла звездная пыль… А потом вдруг начался настоящий полет на космическом корабле – вокруг Земли и Луны, все выше и быстрее…Потрясающую 3D-визуализацию, создающую эффект присутствия и полного погружения, органично дополняли тонкие и почти хрустальные звуки акустического фортепиано. Борис Березовский почти без пауз исполнил подряд Шестую и Седьмую сонаты Скрябина. В первой из них, где «рождается ужас, который пронизывает исступленный танец», композитор изображает некое смятение, загадочное движение буквально от мрака к свету. В Седьмой сонате («Белой мессе») эта дионисийская концепция усилена. Невероятная экспрессия, безудержная энергетика ощущалась в сложнейших аккордах и подголосках, которые то обрушивались каскадом, то растворялись в пространстве. И в какой-то момент вдруг захотелось закрыть глаза, абстрагироваться от этого супертехнологичного звездного шоу и просто послушать музыку, ведь Скрябин – действительно, просто космос.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»